«Азовсталь» готовится к выходу на новый рынок: предприятие осваивает выпуск новых рельсов длиной до 100 м. Спрос на такой вид продукции растет как в Украине, так и в соседних странах в связи с расширением эксплуатации высокоскоростных поездов. Только в России потребность в рельсах оценивается примерно в 1 млн тонн в год, что говорит о наличии рынка емкостью 1 млрд долл. Шансы побороться за него могут появиться и у украинского завода.
Меткомбинат «Азовсталь», входящий в орбиту бизнеса группы «СКМ» Рината Ахметова, объявил о планах реконструкции рельсобалочного цеха. "Мы рассматриваем вопрос реконструкции рельсобалочного цеха со строительством нового стана и новой машины литья блюмовой заготовки. Это позволит нам выйти на новый уровень качества в производстве рельсов еще на этапе выплавки стали", – сообщил генеральный директор предприятия Энвер Цкитишвили.
Планы были озвучены в ходе заседания межведомственной комиссии по рельсам и рельсовым скреплениям с участием представителей "Укрзализныци" и научно-исследовательских институтов. Как сообщается в пресс-релизе предприятия, одной из ключевых тем совещания стало обсуждение способов улучшения качества рельсов в условиях развития скоростного движения на украинских железных дорогах. Представители «Азовстали» заверили присутствующих, что готовы взять на себя обязательства по освоению выпуска рельсов и скреплений, отвечающим новым современным стандартам - в соответствии с требованиями, выдвигаемыми «Укрзализныцей».
«С увеличением скорости пассажирских перевозок выросли и требования к конструкции рельсов. "Азовсталь" взял на себя обязательства освоить выпуск рельсов и скреплений, отвечающим этим требованиям, - отмечается в сообщении «Азовстали».
Стоит напомнить, что в 2011 году предприятие отказалось от устаревшей технологии производства рельсов из мартеновской стали и перешло на конвертерную сталь. Сегодня приемка азовстальских рельсов первой категории с первого предъявления доведена до 100%. Теперь же основной заказчик ставит перед комбинатом задачу изменить профиль рельса на современный с увеличением его длины с 25 м до 100 м.
Освоив выпуск нового вида продукции, «Азовсталь» сможет как претендовать на внутренний рынок, так и побороться за место на гораздо более емком рынке России. В Украине мариупольский завод является единственным производителем рельсов. Кроме «Укрзализныци» завод поставляет также этот вид продукции предприятиям Азербайджана, Беларуси, Грузии, Туркменистана, Узбекистана, Испании, Кубы, Казахстана и стран Балтии.
Россия делает запрос
Рынок же России в плане поставок рельсов пока не освоен, хотя в перспективе и выглядит очень привлекательным. Дело в том, что в последние годы структура его в разрезе поставщиков существенно поменялась. Если еще в 2009 году 98% потребностей в рельсах закрывалось российскими производителями (основной поставщик - Evraz Group), то уже в 2013 почти треть заказов досталась зарубежным компаниям. Дело в том, что до сих пор российские заводы выпускали только рельсы длиной 12,5 и 25 метров. В этой нише они полностью покрывали потребности внутреннего рынка и даже немного отправляли на экспорт. Однако в последние годы «Российские железные дороги» активно развивали скоростное сообщение – началась эксплуатация скоростного подвижного состава (поездов «Сапсан») на линиях между Москвой и Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом. Пускать ускоренные поезда по старым рельсам нельзя, технические требования к такому подвижному составу требуют укладки рельсов по бесстыковой технологии. Чем больше стыков – тем больше сопротивление при двмижении поезда, что снижает его способность достигать проектных скоростей. В связи с этим «РЖД» перешла на закупку 100-метровых рельсов. Так как в нужный момент российские производители оказались не готовы предложить заказчику необходимую продукцию, то железные дороги обратились для закупки рельсов на внешние рынки. Основные объемы были закуплены в Австрии и Японии, которые смогли предложить то, что было нужно «РЖД». В частности, в 2012-2013 годах 100 метровые рельсы в объеме 50-100 тыс. в год закупались у японской Nippon Steel.
Годовые потребности «Российских железных дорог» в 100 метровых рельсах оцениваются в 400-600 тыс. т, а в будущем, по мере реализации стратегии РЖД по полному переходу на использование длинных рельсов, закупки госмонополии могут составить около 1 млн. т в год. С учетом того, что стоимость рельсов сегодня начинается от 1 тыс долл. за тонну, то емкость российского рынка должна составить не менее 1 млрд долл. в год.
Именно в расчете на закупки «РЖД», которая пообещала ежегодно приобретать 400 тыс. т 100 метровых рельсов, российские металлурги еще до кризиса начали программы модернизации производства под выпуск такой продукции. Так, группа «Мечел» в 2008 г. начала реализацию проекта по строительству на Челябинском меткомбинате рельсобалочного стана. Долгое время до этого почти монопольным поставщиком рельсов для «РЖД» оставалась Evraz Group. Холдин сотрудничал с «РЖД» в рамках долгосрочного контракта, по которому с 2004 по 2010 г. ежегодно с с предприятий Evraz Group поставляется 850 тыс. т рельсов. В мае 2012 года Evraz и РЖД подписали новый меморандум о сотрудничестве. Документ формулирует основные условия 5-летнего контракта, который вступил в силу в 2013 году и будет действовать по 2017 год включительно. В течение этого времени Evraz должен поставить РЖД рельсовую продукцию на сумму около 90 млрд рублей. Объем также включает в себя в том числе поставки рельсов длиной до 100 метров. Пока холдинг Evraz продавал монополии обычные рельсы типа Р-65 длиной до 25 м, применяемые для строительства железных дорог грузонапряженностью 25-75 млн. ткм в год. Но в последнее время на предприятиях группы, в частности Новокузнецком МК, шло спешное освоение производства 100-местровых рельсов. В августе было объявлено, что в ноябре-декабре будет завершена сертификация рельсов длиной 100 м и начаты поставки новой продукции в адрес «РЖД». Еще раньше пресс-служба группы информировала, что после завершения реконструкции на активах в РФ и США Evraz будет способен производить около 2 млн тонн рельсов, в том числе 500-600 тыс тонн в США. Сейчас мощности компании составляют около 1,5 млн тонн рельсов в год, в том числе (с учетом последней реконструкции) 950 тыс тонн рельсов длиной 100 метров.
«Укрзализныця» обещает не отставать
Как видим, намерение «Азовстали» выйти на рынок 100-метровых рельсов целиком коррелируется с общерыночными тенденциями в этой сфере. Вполне возможно, что, с учетом недостаточных мощностей российских производителей и дороговизны импортной продукции, место среди заказчиков «РЖД» найдется и украинскому предприятию.
В любом случае, главным торговым партнером предприятия в нише продукции для железных дорог останется «Укрзализныця», которая также имеет планы по расширению эксплуатации скоростного подвижного состава. Рассчитывать на успех в сотрудничестве с украинской госадминистрацией железных дорог «Азовстали» позволяет его многолетний опыт поставок для этого заказчика. «Укрзализныця» закупает на мариупольском заводе, а также других заводах, входящих в «Метинвест» (также актив «СКМ») железнодорожные рельсы, подкладки и накладки для железнодорожных путей. Кроме того, Керченский стрелочный завод, также входящий в «СКМ», поставляет железным дорогам стрелочные переводы, при этом та же «Азовсталь» традиционно поставляла специальные рельсы, необходимые для производства «стрелок», на «Днепропетровский стрелочный завод».
В целом эксперты оценивают потребность «Укрзализныци» в финансировании для обновления путевой инфраструктуры примерно в 6,8 млрд грн, или 2 млрд в год на ближайшие годы. Железным дорогам необходимо содержать 21,7 тыс км собственной путевой инфраструктуры, и еще как минимум столько же принадлежит другим структурам, но также нуждаются в модернизации.
Также специалисты отмечают, что освоение и выпуск рельсов и скреплений, отвечающим новым современным стандартам, не только способствует росту прибыли отдельного предприятия, но имеет большое значение для национальной транспортной отрасли в целом. Надлежащей уровень качества продукции, который меткомбинат будет выпускать для потребностей «Укрзализныци», является залогом успешного внедрения скоростных и безопасных железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок. А это в свою очередь обозначает увеличение грузо- и пассажиропотока, а следственно, и усиление транзитного потенциала нашей страны.