Хирурги Национального института сердечно-сосудистой хирурги им. Н.М. Амосова провели уникальную операцию — установили стент в отказавшей почке 15-летней девушки. Столичные медики были последней надеждой на спасение: из-за редкой болезни пациентка ослепла на один глаз и едва не заработала инсульт.
Загадочная слепота
Несчастье случилось со школьницей из Луцка в День Независимости. Лена Лазарева с подругами отправилась на главную площадь города, где намечались народные гулянья. И вдруг она с ужасом обнаружила, что правый глаз совсем ничего не видит. Испуг передался и педиатрам: у 15-летней Лены держалось артериальное давление 250/110 мм рт. ст., а временами верхняя цифра подскакивала до 300! Лекарства, которые должны были его понизить, не оказывали никакого действия.
— Накануне у меня с правой стороны болела голова, — рассказывает Лена. — Ощущение было как при мигрени: пульсирующая боль то нарастала, то отпускала, но не проходила, а обезболивающие не помогали. До этого Лена была нормальным здоровым ребенком. Она три года занималась плаваньем, как и все подростки проходила медосмотры — никаких отклонений в ее здоровье не было. Теперь же давление не сбивали никакие лекарства, и девочку направили в главную детскую больницу страны ОХМАТДЕТ. Столичные медики обследовали Лену и предположили четыре возможных диагноза: опухоль надпочечников, опухоль мозга, сердечная патология и почечная патология. После необходимых анализов, УЗИ, КТ, МРТ и другой высокоточной диагностики выяснилось, что с надпочечниками и сердцем все в порядке. Опухоль мозга тоже отпала. А вот урологи забили тревогу — у девочки оказалась закупоренной одна почечная артерия. Из-за этого правая почка перестала функционировать, и ее предложили удалить.
— Я была категорически против такой операции, — вспоминает Лена. — И все время спрашивала у мамы: смогу ли я прожить с одной почкой?
Мама все никак не могла согласиться на операцию, а состояние Лены тем временем приблизилось к критическому — в любой момент мог случиться инсульт. Тогда детский нефролог, профессор Ингретта Багдасарова, посоветовала показать дочку сосудистым хирургам. Быть может, они смогут установить внутри артерии металлический каркас, который поддержит просвет сосуда — стент.
«Ремонт» для сосудов
В Институте Амосова Лену обнадежили. Мол, не волнуйся, мы даже в сердце, в аорту стенты ставим, поставим и тебе в почечную артерию.
— Но на самом деле операция была уникальной, — признался врач, который оперировал Лену, — заведующий отделением экстренной эндоваскулярной хирургии Сергей Сало. — Риск, что у нас ничего не получится, был огромный. Раньше нам не приходилось по такому поводу оперировать ребенка, хотя опыт подобных вмешательств у взрослых был.
Хирургов подтолкнуло то, что выяснилось на дополнительном обследовании, — почечная артерия на втором органе девочки также была сужена. А это значило, что удаление одной почки через пару месяцев неминуемо привело бы к потере второй.
— С большим трудом нам удалось восстановить проходимость артерии и установить стент в неработающей почке, — рассказывает Сергей Сало. — А через несколько месяцев такую же операцию провели и на второй почке. Когда было восстановлено кровоснабжение почек,пришло в норму и давление, и зрение. Конечно, в космонавты или подводники девушку не примут. Но лечить, учить, водить автомобиль, кататься на коньках она сможет. Через год после операции Лена Лазарева окончила школу и поступила в вуз. Неудивительно, что после чудесного спасения она выбрала медицинский.