«Третий энергетический пакет — это вещи, связанные со свободным доступом к трубе, с недопущением совмещения видов деятельности, владением активов добывающей и продающей компании (поставляющая компания не имеет права владеть транспортным отделом) и так далее. На декларативном уровне это решили. Но у нас остается много субъектов, которые не соответствуют Третьему энергетическому пакету», — отметил Дяченко в комментарии изданию ForUm.
По его словам, НАК «Нафтогаз», областные газопоставляющие и энергопоставляющие компании не соответствуют требованиям европейских энергопакетов.
«Из основных несоответствий — НАК „Нафтогаз“, который до конца не разделен. Есть механизмы, позволяющие в рамках Третьего энергетического пакета сохранять вертикально интегрированную систему — сохранить право владения компании-поставщика транспортными активами. Но там очень жестко регламентирован механизм контроля со стороны регулятора рынка и со стороны самой компании, чтобы не допустить использования этих активов для борьбы с конкурентами. То есть — владеть можно, а управлять — нельзя. В этом смысле НАК „Нафтогаз“ необходимо четко определить модель управления, необходимо четко понимать, каким путем идет НАК, применить при реформе классификацию Третьего энергетического пакета», — пояснил эксперт.
«Вторая группа предприятий, которые не соответствуют ни Второму, ни Третьему энергопакетам, это облгазы, объединяющие в себе транспортные и поставляющие функции. И с облэнерго — та же история», — уточнил Дяченко.
По словам эксперта, меры по внедрению энергопакетов пока только задекларированы.
«Процесс реформ начат, к 2015 году должны начаться реальные реформы с разделением, но на сегодняшний день эти компании не соответствуют Третьему энергетическому пакету и Второму тоже. Мы можем задекларировать, что мы его внедрили, и начать приводить предприятия и механизмы к Третьему энергетическому пакету», — заключил Дяченко.