К примеру, судья Михаил Смокович, который сумел услужить не только Фемиде, но и беглому профессору Виктору Януковичу, а затем и сладкому президенту Петру Порошенко. Остаться чистеньким и красивым, когда половина страны полегла в люстрациях – за такие знания многие в Украине заплатили бы приличные деньги.
Ласковый теленок двух мамок сосет
Уже в юности тонкий и звонкий Миша был покладистым пареньком, не пытавшимся идти против системы. Сам он признается, что с детства хотел пойти в лесники и работать с природой, но после армии передумал и вступил в автодорожный институт. После этого скромно трудился водителем, но смирного трудяжку заприметили. Сам Смокович признался, что в советские времена к молодым людям, которые хорошо себя вели и добросовестно трудились, присматривались в прокуратуре, милиции, Комитете госбезопасности и судах. Примерные исполнители приказов нужны были в любые времена – и в советские, разумеется, тоже. Оценив моральные качества, нашего героя отправили учиться в Харьковский юридический институт.
После получения диплома Миша пошел работать в луцкую городскую прокуратуру, карьеру в которой закончил в качестве старшего прокурора по надзору за спецподразделением по борьбе с оргпреступностью. Именно там Смокович оценил все прелести и перспективы работы в системе и решил податься в судьи. Как он сам позднее признался в интервью, потому, что увидел: «в цепочке юриспруденции «следователь-прокурор-адвокат-судья-исполнитель» именно судья является самостоятельным и независимым процессуальным лицом». В переводе с официального на обычный язык это значит, что именно судье не приходится делиться заработками и можно самому решать, как строить свою карьеру. А амбиции у Смоковича всегда были весьма выдающимися. Впрочем, в первые его судейские годы приходилось довольствоваться малым, хотя всегда хотелось большего.
Поработав в городском суде Луцка, Михаил Иванович перебрался в Апелляционный суд Волынской области, а через некоторое время сумел стать судьей Высшего административного суда. Казалось бы, неплохой шаг по карьерной лестнице, но этого Смоковичу было мало, хотелось власти и влияния, хотелось, чтобы заметили исполнительного судью в высших эшелонах власти.
Звездный час нашего фигуранта настал в 2010 году, когда он сумел оказаться крайне полезным Виктору Януковича, обеспечив его участие в президентских выборах. Именно Смокович отклонил иск к ЦИК о незаконности регистрации кандидата, тем самым обеспечив участие Януковича в выборах, избрание его президентом и судьбу страны на ближайшие годы!
Если кто забыл, то в феврале 2010 года в Высший административный суд поступил иск о признании противоправными действий Центральной избирательной комиссии касательно объявления результатов выборов про избрание президента Украины. В исковом заявлении говорилось, что своими противоправными действиями ЦИК нарушила требование законов касательно регистрации кандидата на пост президента, поскольку не имела правовых оснований регистрировать Виктора Федоровича кандидатом, а соответственно проводить выборы и объявлять их результаты. Но Михаил Смокович героически отверг иск, мотивируя это тем, что истец не пояснил, чем именно ЦИК ущемил его личные права или интересы касательно участия в избирательном процессе.
Именно после этой истории Смокович получил благосклонность Банковой и поддержку во всех начинаниях. В 2010 году начался расцвет не только самого судьи, но и всего его семейства, которое без преувеличений можно назвать «Семьей» по мафиозному типу, где действует круговая порука.
Свой среди своих
Карьера многочисленной родни Смоковича пошла вверх после прихода к власти Виктора Федоровича – как мы уже поняли, не без его живейшего участия. В органах местного самоуправления появилось сразу несколько представителей «Семьи».
К примеру, двоюродный брат Михаила Василий Клубук стал депутатом Любашевского райсовета, еще двое кузенов - Валерий Смокович и Николай Хомич – депутатами сельсоветов в том же районе, двоюродная сестра выбилась в депутаты Седлищенского сельсовета, а двоюродный брат жены был избран депутатом Киверцевского сельсовета.
Впрочем, внезапная страсть семейства Смокович к политике угасла почти сразу после ухода Януковича – на новый срок кузин и кузенов нашего героя не переизбирали.
А вот в судебной системе их присутствие крепнет год от года.
Жена Михаила Ивановича Юлия Петровна трудится в Генпрокуратуре Украины на должности начальника отдела обеспечения государственного обвинения в регионах.
Родную сестру Веру Смокович добившийся благосклонности центральной власти служитель Фемиды в 2012 продвинул в судьи Волынского окружного административного суда, а двоюродный брат жены Виктор Гапончук в 2011 году неожиданно получил место судьи в Апелляционном суде Волынской области. В те же годы стал судьей Ореховского районного суда Запорожской области тезка Смоковича Михаил - племянник. Муж сестры Веры – Виталий Ковтуненко получил место судьи в Луцком горрайонном суде Волынской области.
Одним словом, славно выслужившись перед Банковой, Михаилу Ивановичу удалось пристроить родственников по хлебным местам. Смокович не в одном интервью подчеркивал свою приверженность семейным ценностям, говорил, что всегда уделяет внимание родным и с удовольствием бывает в родном селе.
Издание «Наші гроші» считает судейскую династию Смокович самой большой и разветвленной в Украине.
Вот только похвастать кристальной чистотой и незапятнанной репутацией семейство, увы, не может. К примеру, они опозорились в скандальном деле с выселением из дома женщины с двумя детьми и мужа-инвалида. Дело было в селе Липини Луцкого района, а решение принимал суд, в котором начинал карьеру сам Михаил Иванович и работал муж его сестры.
Решение было настолько скандальным и неочевидным, что выселенная семья пошла по судам. Но не дожидаясь окончания разбирательств, дом купила - кто бы вы думали? – мать Смоковича Вера Макаровна. Разумеется, круговую поруку в Украине никто не отменял, поэтому добиться правды оказавшейся на улице семье не удалось.
Более того, местные журналисты тогда писали о том, что дочь Веры Макаровны Вера Ивановна откровенно и без стеснения подыграла маме, оттянув принятие решения по проверкам в Регистрационной службе Луцкого городского управления юстиции до решения по регистрации ее дома!
Аппетиты у Веры Макаровны, кстати, просто барские, ведь и без украденного у многострадальной семьи дома на ней числятся два жилых дома в селе Большой Курень и две квартиры в Луцке. Впрочем, как коррупционеры любят избегать вопросов о недвижимости, мы все знаем. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев вообще недавно 8 миллионов долларов маме в Штаты перевел, так что два дома и две квартиры у мамы известного судьи – это сущая ерунда.
Очевидно, Михаил Иванович провел экспресс-курс «Как быть среди своих при любой власти» в первую очередь своей родне, ведь чем иначе пояснить тот факт, что все они умудрились остаться в судебной системе после всех своих скандальных решений?
Виталий Ковтуненко, к примеру, был судьей в деле против активистов Евромайдана с Волыни: Майи Москвич, Игоря Гузя, Владимира Бондаря и Николая Собуцкого. Ни одного из них не оправдали – суд вынес решение о домашнем аресте или других видах меры пресечения. Ковтуненко хотели привлечь к ответственности, но ВАСУ, в котором давно работает Михаил Смокович, родственника, конечно же, из-под молота правосудия технично вывел – тот даже не лишился должности.
Вера Смокович, родная кровинушка Михаила Ивановича, запрещала судебным решением Квирцевскому горсовету высказывать недоверие Виктору Януковичу, требовать отставки правительства и внеочередных выборов в парламент. В декабре 2013 она именно она отменила обращение горсовета, твердо встав на сторону Виктора Федоровича – кто же умный станет кусать кормящую руку?
Общественники в 2013-2014 году назвали Веру Ивановну одной из судей, виновных в кровопролитии на Майдане, ведь она препятствовала распространению информации о жестоком избиении участников Евромайдана в ночь на 1 декабря 2013 года.
Впрочем, не семьей единой крепок Михаил Смокович. В судейских кругах давно известно о его даме сердца, которую он не слишком успешно скрывает даже от жены. Зовут любовницу судьи Наталья Богданюк – и ее заботливый Михаил Иванович тоже не оставил наедине с суровой реальностью.
В этом году он продвинул Наталью на пост заместителя руководителя Аппарата Верховного Суда, руководителя секретариата Кассационного административного суда ВС. Битва за должность, кстати, была нешуточной – занять хлебную должность руководителя аппарата, обслуживающего КАС ВС хотели многие. Но спорить со Смоковичем, учитывая его влияние в судейском мире, поостереглись. Отношения с Натальей Богданюк у Михаила Ивановича длятся не один год. Приближенные к судье говорят, что супруга об адюльтере мужа в курсе, но давно смирилась. Она много работает и не считает нужным устраивать публичные скандалы.
Как выйти сухим из воды?
Правда, сам Михаил Смокович по количеству скандальных решений может дать фору всем своим родственникам. И ему все как с гуся вода!
Именно Смокович является в украинской судебной системе главным поборником установления судебных ограничений права на мирные собрания. По сути, он борется за то, чтобы новых майданов больше не было никогда. Среди прочего наш герой помогал разрабатывать постановления пленума про запрет мирных собраний. И это не считая круглых столов, семинаров и многочисленных публикаций. Его аргумент очень прост: запретом мирных собраний «можно спасти жизнь», считает судья. Судя по всему, речь идет о жизни тех, кому мирные собрания – как кость в горле.
Среди других одиозных решений Смоковича – попытка протолкнуть в Верховную Раду в 2012 году Виктора Пилипишина, после которой дошло до физического противостояния, а в итоге пришлось проводить в одномандатном 223-м округе перевыборы.
А еще в 2013 году именно Михаил Иванович уволил с должности народного депутата Сергея Власенко.
Кроме того, Смокович отметился в скандале со взяткой в полмиллиона долларов за правильное распределение десяти гектаров «жирной» прибрежной земли в Одесской области. Распределил его Смокович в итоге в пользу олигарха Олега Бахматюка – за «скромное» финансовое вознаграждение. Вот только чуть позже выяснилось, что ранее по точно такому же делу Михаил Иванович сотоварищи вынес противоположное решение.
Уже после прихода к власти Петра Порошенко одиозный судья отметился в разбирательстве по поводу захвата Житомирской кондитерской фабрики, принадлежавшей Игорю Бойко. Смокович помог рейдерам, положившим глаз на сладкую фабрику. За спинами их стоял Сергей Пашинский, и Михаил Иванович не упустил случая пригодиться новой власти. Рейдеры нашли правильного судью, который отменил множество судебных решений в пользу Игоря Бойко. Многие эксперты тогда говорили о том, что по степени цинизма и юридической беспринципности решение Смоковича не имело равных.
Кроме того, наш герой приложил руку к попытке протолкнуть тотальное увольнение судей-пятилеток. Лишь прямым вмешательством более серьезных сил удалось заменить его на оценивание, которое, впрочем, обернулось возникновением масштабной коррупционной схемы, к которой приложил руку заместитель главы Администрации президента Алексей Филатов.
Правда, как бы Смокович ни пытался скрыть свои подвиги, особо глазастые активисты все увидели. Общественный совет добропорядочности выступил против назначения Смоковича членом нового Верховного Суда, однако комиссия судей преодолела вето ОСД.
Претензии Общественного совета были весьма значительными. Так, по данным общественников, Михаил Иванович защищал судей, которые брали под стражу или лишали водительских прав участников Революции достоинства.
Среди прочего, Смокович отказывался способствовать расследованию уголовного производства по делу незаконного вмешательства в автоматизированную систему распределения дел. Общественники подчеркивают, что Михаил Иванович с лета 2014 года является заместителем главы Высшего админсуда Украины, а потому не мог не знать о фактах, свидетельствующих о незаконном вмешательстве в систему. ОСД предоставил факты, которые свидетельствуют о сознательном препятствовании в предоставлении информации по делу.
Припомнили судье общественники и лишение депутатского мандата Сергея Власенко, и его участие в отказе уволить Нелли Цыбру, которая принимала решения об аресте активистов черкасского Евромайдана. Благодаря его прикрытию избежали увольнения и судьи апелляционного суда, пытавшиеся «забить» Евромайдан.
По результатам рассмотрения дела кандидата ОСД утвердила вывод о несоответствии кандидата критериям добропорядочности и профессиональной этики. Среди причин - утверждение круговой поруки в судейском корпусе.
Также общественники обратили внимание на то, что до сих пор нет никакой информации, понес ли Смокович хоть какое-то наказание за совершенное им ДТП, в котором пострадала женщина.
Сам судья прокомментировал решение Общественного совета просто – принимали его, дескать, активисты, которые смотрят на ситуацию через призму политики, а он судья и ориентируется сугубо на букву закона.
Пафосные речи Михаила Ивановича можно было бы принять за чистую монету, если бы не все вышеперечисленные подвиги одиозного служителя Фемиды. Теперь же они могут вызвать лишь смех – хотя, пожалуй, сквозь слезы. Когда основатель коррумпированной судейской династии в Украине, человек, которого называют «смотрящим» за системой правосудия в Украине, говорит о честности, неподкупности и следовании букве закона – тут остается лишь развести руками и пустить скупую слезу. О каком восстановлении доверия к судебной системе можно говорить, если главные апологеты ее реформы прогнили насквозь?
Михаил Смокович не стесняется применять к себе, любимому, двойные стандарты. К примеру, он не побрезговал взять в 2009 году служебную квартиру в Киеве площадью в нескромные 143 метра. Для многих судей, вынужденных волей реформаторов проходить сквозь жернова проверок на соответствие высокому статусу служителей Фемиды, получение служебного жилья стало камнем преткновения. Доказывали (или придумывали) коррупционную составляющую и множество других придирок. Самому Смоковичу квартира сошла с рук.
Впрочем, что говорить о квартире, если только благодаря своему статусу, связям и общей «полезности» Смокович сумел преодолеть конкурс в Верховном Суде. На практическом задании он получил балл менее 50 процентов и должен был вылететь из судей, однако ради такого важного человека Высшая квалификационная комиссия судей внесла изменения в правила. Чтобы Смокович не очутился за бортом, приняли решение считать сдачу экзамена по сумме за тесты и практическое задание. Откровенная манипуляция принесла свои результаты – Михаил Иванович смог остаться в конкурсе.
Уникальная способность держать нос по ветру и услуживать каждой власти помогает Михаилу Смоковичу оставаться в струе который год. Но будем надеяться, что очередные политические спонсоры коррумпированного судьи, «смотрящего» за Верховным Судом и не только, обратят внимание на его подвиги и сделают соответствующие выводы.
Кондрат Булавка