13:01

вторник,
19 марта

Неразрешимые проблемы Азовского моря

01.11.2018 / 15:27
Неразрешимые проблемы Азовского моря
Источник: УНИАН
Если бы Украина и Россия задолго до начала российской агрессии разрешили бы споры о границе в Азовском море, сегодня проблемы его милитаризации со стороны РФ не стояли бы так остро. Но история не знает сослагательного наклонения. Поэтому Европарламент и ООН выражают обеспокоенность, а Украина ищет пути, как обороняться от зарвавшегося соседа.

Россия сегодня делает все, чтобы о ее агрессии нельзя было забыть. 31 октября эта тема обсуждалась на заседании Совета безопасности ООН, а на прошлой неделе ее поднимали в Европарламенте.

Так, США на Совбезе ООН заявили, что РФ демонстрирует готовность подрывать региональную стабильность в Азовском море. «За пределами востока Украины, оккупация Россией Крымского полуострова и ее агрессивные действия в Азовском море, где Россия преследует и препятствует международному соединению судов с украинскими портами, еще раз демонстрирует грубое нарушение Москвой суверенитета и территориальной целостности Украины, и готовность подрывать региональную стабильность», - отметил представитель США при ООН посол Джонатан Коэн.

Его мнение поддержала и заместитель генсекретаря ООН по политическим вопросам Розмари Ди Карло, которая заявила, что России следует избегать рисков обострения и провокаций в Азовском море.

В то же время, в Европарламенте на прошлой неделе была принята резолюция, также указывающая на злоупотребление РФ чрезмерными проверками торговых судов Украины и стран-членов Евросоюза в Азовском море. «Хотя проверки судов разрешено осуществлять произвольно, они не должны осуществляться со злоупотреблениями или по политическим соображениям с целью дальнейшей дестабилизации безопасности, целостности, социальной и экономической ситуации в Украине», - подчеркивается в документе.

При этом европарламентарии приняли решение подсчитать убытки, нанесенные российской блокадой, а также усилить присутствие ЕС в Мариуполе и Бердянске. А если РФ не угомонится, то и усилить против нее санкции.

Таким образом, обеспокоенность международного сообщества связана не столько с необходимостью реагировать на агрессию на политическом поле, но и с экономическими потерями, поскольку бесконечные простои на рейде ради надуманных проверок российских оккупантов, судовладельцы, в том числе европейские, несут немалые убытки.

На сегодня, официальных сумм таких потерь судовладельцы не называют (напомним, блокада Азовского моря россиянами длится с 27 апреля текущего года), однако по подсчетам мониторинговой группы «Майдана иностранных дел», «Института Черноморских стратегических исследований» и BlackSeaNews, только за период с 1 июля по 15 октября убытки из-за вынужденного простоя суден на входе/выходе из Азовского моря составили 8,834 млн долларов.

Эксперт по вопросам внешней политики и политики безопасности фонда «Майдана иностранных дел» Александр Хара подтверждает, что, чаще всего, в Азовском море инспекциями со стороны ФСБ РФ блокируются суда, которые следуют в украинские порты из Турции и стран Евросоюза. «Если до войны корабли могли ждать входа в Керченский пролив по 2 часа, то сейчас это уже 2-4 дня на вход и 4-6 дней на выход. После резолюции Европарламента и появления легкобронированных украинских катеров «Гюрза», остановки в открытом море прекратились, но увеличились на входе. По состоянию на начало сентября были остановлены порядка 120 суден под флагами стран ЕС и около 180 – Турции. Также было большое количество суден, как украинских, так и зарубежных, которые выполняют контракты, заключенные со странами ЕС», - говорит эксперт.

В огромном минусе и Украина. Александр Хара отмечает, что, чтобы избежать финансовых потерь, Мариупольскому порту даже пришлось сократить рабочий график до четырехдневного, а также частично переориентировать доставку и разгрузку своих грузов в Черноморские порты…

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, потери Украины страны от остановки кораблей, следующих в украинские порты по Азовскому морю и Керченскому проливу, уже составляют более миллиарда гривен. Мининфраструктуры даже инициировало поддержку судовладельцев в случае возможных судебных споров, но пока ни один из них в ведомство не обращался.

Экономическая блокада исподтишка

Вместе с тем, по данным Государственной пограничной службы Украины, Россия, выслушав обеспокоенность ее агрессией от европейцев, уже вовсю взялась за подготовку к новой экономической блокаде морских и речных портов Украины.

«Кроме традиционных угроз, с которыми сталкивается любое государство по обеспечению морской пограничной безопасности, продолжаются нарушения норм международного морского права в исключительной (морской) экономической зоне и аннексированном территориальном море», - заявил на днях председатель ГПСУ Петр Цигикал.

Осложняется все как раз тем, что от ситуации в Азове будет зависеть судьба и черноморских портов, ведь фактически россияне в акватории Азовского моря отработали схему, которой могут блокировать и доступ Украины к Черному морю. «Опасность в том, что на оккупированных «вышках Бойко» находится российский спецназ и рядом - вооруженные морские корабли с системами наблюдения. И если по той же схеме РФ установит какое-либо оборудование, например, на острове Змеиный, то фактически они перекроют нам 80% доступа для торговых судов и под любыми предлогами смогут ограничивать проход судов в наши порты», - предупреждает Александр Хара.

К слову, похожая схема уже работала во время провокации на Тузле. Поэтому, по словам эксперта, чтобы этого не допустить, у Украины, прежде всего, должна быть четкая позиция по отношению к России в целом, а не с привязкой к отдельным украинским территориям. «Во-вторых, должно быть определение внутреннего моря – у нас есть распоряжение президента от 1999 года, по защите территории моря, то есть необходимо наращивать присутствие на море. Также нужно урегулировать вопрос в принадлежности Азовского моря в международном правовом поле», - говорит Хара.

Нет границ – есть склоки

Как уже писалось, формальной причиной неутихающих склок в Азовском море является то, что между Украиной и Россией так и не были установлены морские границы. Несмотря на то, что в декабре 2003 года был подписан Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, вопрос совместного использования вод Азова до сих пор не урегулирован. Киев ранее настаивал на проведении линии разграничения на основе административной границы между бывшими Советским Союзом и УССР, которая обозначена на картах и планах, но в РФ считают, что, в соответствии с законодательством бывшего СССР, внутренние воды между республиками СССР не разграничивались.

В принципе, Россию устраивает существующее положение дел и что-либо менять в этом вопросе Кремль не намерен. «Пока нет никакой позиции. Существует международная правовая база на сей счет, и она действует, и на это надо ориентироваться», - заявил на днях пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Однако он забыл упомянуть, что международная правовая база «слегка пошатнулась» после того, как Украина еще 14 сентября 2016 года инициировала в международных судах спор с Россией о нарушении Конвенции ООН по морскому праву. В своей аргументации дела МИД Украины подчеркнул, что РФ дерзко нарушает суверенные права Украины пользоваться гарантированными правами в своих морских акваториях и на континентальном шельфе в прилегающих к Крыму морских зонах, в том числе правом на природные ресурсы континентального шельфа.

19 февраля 2018 года Украина представила в Международный трибунал меморандум, в котором изложены все обстоятельства, на которые опирается позиция Украины, а также их юридическое обоснование, и в мае этого года Россия уже подала свои возражения относительно юрисдикции этого института рассматривать иск Украины к РФ.

По словам дипломата, руководителя Центра Исследования России, экс-министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко, вопрос делимитации (определения государственной границы согласно договору сопредельных государств, - Ред.) границ между РФ и Украиной по морю уже рассматривался, но до логического завершения его так и не довели. «В 2008-2009 году мы этим занимались, но, к сожалению, не успели этого сделать, а когда ушел Янукович, то эта тема не была актуальной, хотя вся подготовительная работа была проведена и все уже давно обозначено», - рассказал он.

Владимир Огрызко напомнил, что еще пять лет назад, до начала российской агрессии, делимитационная линия была проведена в четком соответствии Конвенции ООН по морскому праву, которая дает возможность просчитать до сантиметра длину береговой линии. «Оставалось только подтвердить это специальным межгосударственным договором, но не тем, который был подписан в 2003 году. Сейчас вопрос в том, что Россия захочет провести делимитацию с учетом того, что Крым – «территория РФ», но с этим не согласна Украина. Поэтому в принципе теряется предмет обсуждения», - говорит дипломат.

Украинский МИД текущее положение вещей, похоже, тоже ставит в тупик. Заместитель министра иностранных дел по вопросам евроинтеграции Елена Зеркаль отметила, что, в случае отказа Украины от действующего договора с РФ по Азовскому морю, Украина может получить новый территориальный спор. «Сейчас, как и в 2014 году, уже ничего на нашу правовую позицию повлиять не может. С точки зрения дополнительных прав, Украина ничего не получит. Мы можем получить новый территориальный спор с Российской Федерацией о делимитации Азовского моря», - подчеркнула Зеркаль.

В ожидании обострения

А пока дипломаты не могут найти выход из сложившейся ситуации, военные готовятся к возможному обострению на Азове. Хотя, по словам командующего Военно-морских сил Украины, вице-адмирала Игоря Воронченко, нынешнее напряжение еще не означает высокой вероятности высадки российского десанта с Азовского моря в Донецкую, Запорожскую или Херсонскую области.

«Специфика Азовского моря такова, что оно очень мелководное и применение крупных кораблей с большой осадкой там практически невозможно. Высадка способом корабль-берег – аналогично», - заявил Воронченко.

Он напомнил, что в Азовском море сегодня находится 120 боевых украинских кораблей и катеров. Правда, не все они могут справляться с боевыми задачами. «Тех, которые могут действовать, всего 36, и которые имеют достаточное вооружение – 24», - уточнил вице-адмирал.

Но и это количество не гарантирует достаточную защиту и не исключает переход военных действий в горячую фазу. «Ввиду того, что у нас явно меньший корабельный склад, чем у россиян, мы задействуем Сухопутные войска, системы залпового огня, ударные вертолеты... Кроме того, в Азовское море зашло судно управления «Донбасс», которое является основой пункта управления военно-морской базы, которая там создается, и поэтому эффективность тех сил, которые там уже сосредоточены, будет увеличиваться за счет повышения эффективности управления», - считает военный эксперт, экс-заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил Украины Игорь Романенко.

По его словам, какими бы не были ожидания, Украине следует наращивать свои силы и быть готовыми к самому пессимистическому сценарию. «Имея дело с россиянами, такая вероятность всегда сохраняется», - подчеркнул он.

Главное – ни на минуту не упускать тему Азовского моря из виду. Ведь, если хоть немножко послабить санкционную хватку и прекратить регулярную европейскую обеспокоенность, Россия, которая уже ведет себя на Азове как хозяин, может попытаться оккупировать его также, как Крым.

Анастасия Заремба

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
19 марта
18 марта
17 марта