Украина постепенно входит в новый девальвационный виток, заявил экс-советник председателя НБУ (Владимира Стельмаха), бывший начальник управления Нацбанка по надзору за крупнейшими банками, ведущий научный сотрудник Академии финансового управления Анатолий Дробязко, - пишет UBR.ua.
По его мнению, повторение типичной ситуации на валютном рынке вызвано тем, что из предыдущего девальвационного кризиса власти не сделали надлежащих выводов, не перестроив работу экономики и не дав стимула для перестройки хозяйствующим субъектам.
«Проблема в том, что в группе экспортируемых товаров удельный вес товаров с добавленной стоимостью падает, а продукции с низкой долей переработки (сырьевая группа) увеличивается. При жесткой зависимости таких товаров от цен мировых сырьевых рынков, особенно при их падении, валютные поступления снижаются. В этом году мы снова имеем дефицит торгового баланса, так как больше покупаем за рубежом, чем туда продаем. Поэтому постепенно входим в новый девальвационный виток», — отметил Анатолий Дробязко.
Он считает, что временной лаг между формированием, накоплением и реализацией девальвационного эффекта (снижение гривны) сокращается по уменьшения валютных резервов страны.
«С 90-ых годов мы имели позитивный эффект, когда на фоне роста цен на металл, Нацбанк нарастил резервы до $40 млрд. Они стали резервной подушкой валютной ликвидности в кризис 2009-го, компенсируя отрицательное значение сальдо внешней торговли. К 2012 году мы приближались к нулевому запасу поддержки по валютной ликвидности. Затем опять прошли три стадии: девальвация изменила торговый баланс на позитивный, со временем он стал нулевым, так как сырьевой экспорт остался и сейчас мы вновь вышли на дефицитный результат. Вопрос сегодня только в том, как на долго хватит имеющихся займов и резервов для перекрытия существующего дефицита», — объяснил Дробязко.
По его оценке, запас резервов, который НБУ может безболезненного направить на поддержания валютного курса, составляет около $2 млрд.
Уточнить временной период, когда выплеснется девальвационный эффект, эксперт затруднился, отметив зависимость очередного этапа девальвации с действиями монетарных властей, к которым отнес не только НБУ, но и Кабинет министров.
«Здесь важно не только точно считать, но понимать какие действия власти будут предпринимать. В зависимости от правильности или ошибочности действий ситуацию можно усугубить или улучшить. Пока в общем экономика идет в неправильную сторону», — подчеркнул Дробязко.
Скорость приближения девальвации, по оценке экономиста, помимо НБУ и его возможности поддерживать экспортеров, зависит:
- от бюджетного процесса;
- корректности устанавливаемых налогов;
- тарифной политики;
- состояния монопольных отраслей и их отдачи в виде налоговых поступлений;
- оттока капиталов, формирующих экономику
«Отток капитала касается НБУ, только когда к ним спрос за валютой идет. Посмотрите на «бредовые» тенденции в бизнесе. Полтавский ГОК имеет 5,9 млрд. грн. убытков. А «Ferrexpo AG» имеет почти 200 млн. грн. прибыли по прошлому году. Притом, что объем торговли у них одинаковый. Полтавский ГОК продавал продукцию «Ferrexpo». Это нормально или нет? Откуда будет формироваться подушка для стабильной гривны?», — заметил Анатолий Дробязко.
Чтобы избавиться от дефицита торгового и платежного балансов необходима максимальная поддержка производств, поставляющих любую продукцию на международные рынки и в первую очередь производств, торгующих продукцией с высокой добавленной стоимостью, считает он.