Братья-близнецы Александр и Сергей Харуки — авторы современной гривны. Их фамилии можно увидеть под лупой на купюрах: на пятерке — на лезвии сабли, на двадцатке — под ногой женщины. Чтобы рисовать деньги, мастерам пришлось пять лет учиться в Швейцарии.
— В девяностых годах нас пригласили работать на банкнотно-монетный двор и сразу отправили на учебу в Швейцарию, где стажируются все банкнотчики мира. Деньги мы рисовали на компьютере не мышкой, а цифрами. Все линии задаешь знаками, а программа выводит это на экран. В то время у нас был компьютер с экраном 100 х 70 см, такой тогда только на «Шаттле» стоял. Мы на нем рисовали эскизы будущей гривны.
Сергей и Александр Харуки вместе с коллегами Владимиром Тараном и Владимиром Казаченко оставили свои фамилии на каждой купюре, которую рисовали.
— Многие банкнотчики так подписываются, а кто с юмором — так и что-то поинтереснее может придумать. В Хорватии, например, если сложить купюру рубашкой, то один из элементов становится красным галстуком. Мы же просто написали свои фамилии мелким шрифтом между линий. Разглядеть их можно только под увеличительным стеклом. Банкноты уже четыре года были в обороте, когда кто-то из нас проговорился о подписи. Начальство подняло переполох. Испугались, что мы что угодно там написать могли. А изменить ничего нельзя, ведь огромный тираж отпечатан, его изъять невозможно. Мы на тот момент уже с работы уволились, так что нам за это ничего не было.
Неправильный
портрет на десятке
Самыми надежными банкнотами в мире считаются швейцарские франки. У них одна из лучших в мире защита, и подделать их практически невозможно.
— Доллар легче подделать, чем гривну, хотя американцы решили защититься даже масонскими знаками. У нас такой знак есть только на пятисотенной купюре — пирамида с глазом. Это авторский рисунок Григория Сковороды, портрет которого помещен на той же купюре. Мы просили начальство сделать наши деньги похожими на швейцарские франки — с абстракцией вместо портретов. Исторических деятелей очень не хотелось рисовать, потому что это могло вызвать протесты: «Кто нарисовал Мазепу? Это же враг народа! А кто позволил изображать Хмельницкого? Он тоже враг народа!» Тем более, что художник-график Георгий Нарбут в 1917 году уже делал деньги без портретов для Украинской народной республики. Но нам сказали: народ не поймет. Рисуйте лица.
Портреты художникам пришлось придумывать самим.
— В отличие от предыдущих вариантов гривны, которые рисовал Василий Лопата, мы исторических деятелей омолодили. Потому что нельзя рисовать на деньгах стариков и больных. Этим вы задаете тон всей стране. У нас на сотке кобзарь нарисован, а все знают, что кобзарями были слепые люди. В Китае на купюрах есть старики, но они выглядят молодыми и задорными. Мы тоже решили рисовать молодых. Беда только в том, что образов некоторых деятелей не осталось. Например, никто не знает, как выглядели Иван Мазепа и Ярослав Мудрый. По черепу Ярослава антрополог сделал модель, а мы по ней нарисовали несколько лиц — с бородой, с усами, чисто выбритого. Начальство выбрало, какой понравился. Те же проблемы были с Мазепой. Сделали с десяток вариантов, а кто-то подсунул еще несколько портретов. И оказалось, что утвердили не Мазепу, а Пилипа Орлика. Так что на десятке у нас портрет одного, а подписан другой.
Первую банкноту нарисовали в школе
Братья Харуки первый раз в жизни попробовали подделать деньги в седьмом классе.
— Тогда еще были советские рубли. Мы взяли трешку и перерисовали ее обычной синей шариковой ручкой. Получилось очень похоже. Бросили ее на дорогу и стали наблюдать за реакцией прохожих. Первый же дедушка, который заметил ее, забрал. Так мы остались без своего шедевра. Фальшивки, срисованные с моих гривен, мне тоже попадались. Пошел я в обменный пункт доллары менять, а там мне подделки подсунули. Только дома заметил. Качественно было сделано. Думаю, надо же — сам их рисовал, и меня же с ними обманули. Сдал в Нацбанк — там фальшивые деньги собирают, а потом анализируют, где прорехи в защите.
Сергей достает несколько купюр из кармана, показывает, какие приспособления придуманы для того, чтобы слепые тоже могли различать достоинство банкнот.
— На пятерке с другой стороны от портрета — одна вертикальная полоска, которая хорошо прощупывается. На десятке — две горизонтальных, на полтиннике — кружок. Слепым об этом рассказывают на специальных курсах, чтобы никто их не мог обмануть.
Сергей убирает деньги в карман, сложив их вдвое.
— Когда-то мы были в Японии и точно так же достали из кармана их деньги. Даем продавцу, а он их берет и машет нам пальцем: дескать, ай-яй-яй, так нельзя. Разглаживает купюру и только тогда кладет в кассу. Сдачу нам подал такую же ровненькую-гладенькую. Японцы очень бережно и с уважением относятся к своим деньгам.
Рисовать деньги — очень нервная работа
Больше десяти лет назад Сергей и Александр Харуки уволились с Банкнотно-монетного двора Национального банка Украины. Говорят, очень нервная работа.
«В Швейцарии, где мы учились, работала гениальная девочка. Перед ней положили советские три рубля, и она с помощью цифр ее нарисовала. Когда мы во второй раз туда приехали, она сошла с ума: на работе ее постоянно подгоняли, на нее давили. А такие люди не должны спешить. Мы тоже решили, что здоровье дороже, и уволились».
Сейчас Харуки делают эскизы коллекционных и инвестиционных монет. Недавно они вошли в финал японского конкурса — делали монету по случаю трагедии 2011 года.
«Одним из условий был запрет на изображения трагедии. Это правильно: на деньгах нельзя рисовать развалины, как у нас на старых гривнах были руины Херсонеса. Японцы за выход в финал прислали нам именные медали».
По эскизам братьев Харуков отчеканено более двух сотен украинских монет. Среди них одна из самых больших коллекционных — «Вечера на хуторе близ Диканьки», она весит полкилограмма.
«Это единственная из коллекционных монет, которую мы купили. Остальные не берем, потому что слишком дорогие. Почти все наши эскизы чеканятся в золоте. А нам дарят авторскую: такую же, но отчеканенную в обычном металле или серебре.