Одним из главнейших трендов современного образования становится дистанционное обучение. Теперь для освоения теоретического материала студенту необходимы всего две вещи: выход во всемирную паутину и самодисциплина.
Мегауниверситеты
Представить образовательное учреждение, в котором бы одновременно учились миллионы студентов, сложно. А недавно такие появились, и для этого не потребовалось возводить гигантские здания с огромными лекционными аудиториями. В 2011 году Бостонский университет решился на дерзкий, но недорогой эксперимент, открыв первые в мире онлайн-курсы. Меньше чем за месяц они собрали более ста тысяч подписчиков, а за год их число выросло до полутора миллионов. После этого без преувеличения знакового события ведущие американские (а затем и европейские) университеты стали активно внедрять дистанционные формы обучения, когда студент, не выходя из дома, может прослушать весь учебный материал и даже пройти тестирование.
Таким образом появились МООС – массовые открытые онлайн-курсы, своего рода образовательные хабы, соединяющие в себе лучшие учебные заведения мира и миллионы студентов со всех точек планеты. На таких интернет-платформах можно пройти курсы по высшей математике, менеджменту, естествознанию, психологии и сотням других дисциплин. Один только онлайн-сервис Coursera собрал уже более 5 миллионов студентов, а лекции здесь читают преподаватели из 90 высших учебных заведений.
«Если эксперимент с дистанционным образованием окажется успешным, то это приведет к полному перевороту в научном мире. Останутся лишь несколько университетов, а монополия на науку будет у США», – считает немецкий профессор Эрвин Хеберле.
Как это работает
Пополнить ряды виртуального студенчества проще простого. Для этого нужно всего лишь зарегистрироваться на соответствующем сервисе, где можно подыскать для себя интересующий курс.
Как правило, курс рассчитан на несколько недель. Дата начала учебного процесса объявляется заранее на сайте, а пользователь накануне своей первой лекции получает уведомительное письмо. Чаще всего студенту за неделю необходимо прослушать 1-2 лекции, а также выполнить специальное задание по теме, которое нужно сдать до указанного срока. Однако определенных стандартов здесь пока не существует, и у каждого учебного курса свои особенности. В среднем лекция длится 40-60 минут и зачастую подается с субтитрами, иногда даже с русскими или украинскими. Но не стоит расслабляться. Для того чтобы стать успешным онлайн-студентом, необходимо владеть хотя бы базовым уровнем английского языка.
Во время видеолекций студентам могут задаваться вопросы, на которые необходимо сразу отвечать в письменном виде. Кроме того, учащиеся могут общаться между собой в чате.
Контрольные задания на онлайн-курсах представляют собой тесты, видеоответы, написание эссе, а также работу над проектом. При этом списывать при прохождении тестирования не так-то просто. К примеру, на Coursera задействована специальная технология, которая контролирует присутствие студента на странице и калибрует его скорость и ритм работы за клавиатурой. Если студент открывает какое-либо другое окно в браузере, то система мгновенно фиксирует нарушение.
По окончании курса учащемуся выдается специальный сертификат, который во многих западных странах является основанием для освобождения студента от соответствующего курса в вузе. В украинских образовательных учреждениях такие документы пока еще не имеют никакой юридической силы, однако имеют значение для тех, кто собирается учиться за рубежом либо хочет приукрасить свое резюме дополнительным навыком.
Плюсы и минусы
Педагоги убеждены, что онлайн-образование не сможет полностью вытеснить традиционное обучение. «Для некоторых специальностей это просто невозможно. Представить врача, который учился дистанционно, немыслимо. Поэтому онлайн-курсы годятся только лишь для усвоения теоретического материала. Преимущество такой формы обучения – доступность лекции в любое удобное для студента время, а также возможность ознакомиться со всеми материалами, которые прилагаются к лекции (книги, журналы, статьи и т.д.). Кроме того, существенно повышается эффективность онлайн-семинаров, когда преподаватель может уделить внимание каждому студенту, чего не получается в рамках одной пары. Естественно, в таком случае увеличивается нагрузка на преподавателя, что обязательно нужно учитывать составителям подобных программ и высшим учебным заведениям. Особенно будут полезны онлайн-лекции и семинары магистрам, многие из которых, будучи студентами, уже работают по специальности и не могут себе позволить ежедневно посещать высшее учебное заведение», – отмечает декан факультета природоведческих наук Национального университета «Киево-Могилянская академия» Ирина Вышенская.
При всей доступности образования из-за низкой мотивации онлайн-курсы заканчивает всего 10-15% студентов
Главным минусом массовых онлайн-курсов является недостаточная мотивация учащихся. Статистика показывает, что до конца курса доходят только 10-15% студентов. Это самые стойкие, которые вовремя справлялись с возложенными на них обязательствами и в конце обучения были награждены сертификатом.
Популярные образовательные платформы
Coursera
www.coursera.org
Ресурс предлагает более 600 онлайн-курсов, среди которых экономика и бизнес, биология, медицина, электроника, компьютерные технологии, естествознание, филология, социальные науки и др. Основная часть учебного материала преподается на английском языке, меньшая часть – на французском, немецком и испанском. Есть несколько курсов на русском языке от преподавателей ведущих российских вузов. Для того чтобы подписаться на онлайн-курсы, необходимо зарегистрироваться на сайте, выбрать дисциплину и курс. Большинство лекций бесплатные, но за получение сертификата необходимо выложить пару сотен долларов.
Canvas Network
www.canvas.net
Тут доступны 38 бесплатных онлайн-курсов гуманитарного направления (уголовное и административное право, бизнес, литературоведение, психология). Платформа создана для учащихся и учителей. На некоторых курсах получение сертификата является платной услугой (цена от 50 долларов США).
edX
www.edx.org
Создатели платформы – Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет. Однако сегодня edX объединяет более десятка ведущих мировых университетов. Здесь много курсов по естествознанию, компьютерным технологиям и точным наукам. Система отличается более жесткими требованиями к студентам, что приводит к значительному отсеву учащихся в процессе обучения. Курсы бесплатные, однако пользователю предлагается внести пожертвование за сертификат, которое составляет от 50 до 200 долларов США.
Khan Academy
www.khanacademy.org
Образовательная платформа, созданная выпускником Массачусетского технологического института и Гарвардского университета Салманом Ханом. Академия Хана – это более 4 тысяч 12-минутных микролекций по математике, биологии, астрономии, искусству, экономике, химии, компьютерным наукам и другим дисциплинам. Сервис рассчитан на школьников, однако и студенты здесь найдут для себя много интересного. Обучение бесплатное. Проект существует исключительно на пожертвованиях.
Udacity
www.udacity.com
Образовательная площадка для будущих технарей. Здесь курсы по искусственному интеллекту, теории игр, робототехнике, различным физическим дисциплинам, а также по тонкостям ведения блогов и создания стартапов. В отличие от других сервисов, в Udacity нет дедлайнов, то есть учить курс можно сколько захочешь. Проект пока бесплатный, однако в скором будущем планируется введение платы за сертификат с печатью.
Первые в Украине
Пионером в отечественном онлайн-образовании стал Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, запустивший проект «Университет онлайн» (http://online.knu.ua) Первым (и пока единственным) массовым онлайн-курсом в рамках проекта стал курс «Бренд-менеджмент» от доцента экономического факультета Андрея Длигача. Но это только начало. По задумке педагогов каждый из предложенных в будущем курсов представит сборку из видеолекций от лучших преподавателей КНУ им. Шевченко, а также множество тестовых заданий и форум, где учащиеся могут общаться между собой и задавать вопросы преподавателю.