Это следует из текста Соглашения об ассоциации с Евросюзом. Документ устанавливает поэтапное снижение ввозной пошлины на новые легковые автомобили, выпущенные в странах Евросоюза. В первый год после подписания соглашения пошлина останется на ныне действующей отметке — 10 % таможенной стоимости, — а в последующие девять лет будет снижаться на 1 процентный пункт каждый год: до 9 % в 2015 г., до 8 % в 2016 г. и так далее. Таким образом, пошлина станет нулевой в 2025 г., на одиннадцатый год с момент подписания соглашения.
Нюансы договора
Документ устанавливает предельный объем импорта автомобилей из Европы, при превышении которого Украина вправе использовать защитные меры. Если в первый год после подписания соглашения в Украину из ЕС будет импортировано свыше 45 тыс. новых легковых автомобилей, то уже со следующего года наша страна вправе ввести защитную пошлину в размере 1 %. При дальнейшем превышении указанного объема Украина сможет каждый год повышать пошлину еще на 1 п.п. Таким образом, максимальный размер ввозной пошлины и дополнительной спецпошлины будет оставаться на уровне 10 %, что соответствует нынешней ставке ввозной пошлины.
Согласно тексту соглашения, для введения такой защитной спецпошлины не требуется согласование с Евросоюзом, а принадлежность автомобиля к ЕС будет определяться не его маркой, а местом производства. Это означает, что выпускаемые на заводах в Испании, Словакии, Великобритании и поставляемые к нам некоторые модели таких марок, как Kia и Hyundai (Южная Корея) или Nissan (Япония), тоже будут учитываться в этом подсчете.
Параллельно будет использоваться метод подсчета предельного импорта на основании доли европейских автомобилей в общем количестве проданных на украинском рынке. На второй год после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС этот показатель не должен превышать 20 %, а вплоть до седьмого года после подписания соглашения он может вырасти до максимальных 25 %.
Иномарки не подешевеют
Украина обязательно воспользуется возможностью введения защитной спецпошлины, полагает глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. В 2013 г., сообщает он, из Европы было импортировано 69 тыс. легковых автомобилей, а только за шесть месяцев текущего года европейский импорт превысил 27 тыс. легковушек. «Объем в 45 тыс. авто из ЕС будет достигнут даже в нынешнем непростом году», — убежден Назаренко.
Как ранее писал «Капитал», 2014 г. стал серьезным испытанием для продавцов автомобилей. Майские продажи побили все антирекорды. Тогда было реализовано около 3 тыс. легковушек, что в три раза меньше апрельских показателей и в пять раз ниже, чем в мае 2013 г. В июне падение продаж замедлилось: было реализовано 8,13 тыс. легковых машин, что лишь на 46,4 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Сохранение заградительных спецпошлин означает, что иномарки, вопреки ожиданиям, не подешевеют. Но отечественных автопроизводителей это радует. По мнению заместителя председателя правления по производству корпорации УкрАВТО Олега Папашева, это защитит авторынок от резкого роста продаж иномарок, тем самым позволив украинским игрокам адаптироваться к новым правилам торговли. «После ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС отечественные производители окажутся в еще более сложных конкурентных условиях, — отмечает Папашев. — Снятие таможенных ограничений на перемещение товара не означает, что наши автомобили получат преимущество на европейском рынке».
Дорогие автомобили подорожают
Соглашение грозит повышением цен на выпущенные в Европе автомобили с объемом двигателя свыше 3 л. Напомним, что ввозная пошлина на такие машины понижалась с момента вступления Украины в ВТО и сейчас составляет 5 %. Подписанное с ЕС соглашение идет вразрез с ранее взятыми обязательствами, что может обернуться увеличением пошлины до общего уровня. При этом цены на аналогичные автомобили из США, Японии и Южной Кореи измениться не должны.
Договор не затрагивает спецпошлины для иномарок с бензиновыми двигателями объемом от 1 до 2,2 л, которые были введены Украиной в 2013 г. для защиты отечественного автопрома. После снижения в апреле размера пошлины он составляет 4,31 % для легковых авто с двигателями 1,0‑1,5 л и 8,63 % — для машин с моторами 1,5‑2,2 л. Следующей весной Межведомственная комиссия по международной торговле должна снова пересмотреть ставки спецпошлин, а действовать они будут до 2016 г. «До этого времени Украине нет необходимости в дополнительных мерах защиты авторынка, даже при превышении предусмотренного соглашением предельного объема импорта», — считает Назаренко.
По истечении десятилетнего переходного периода Украина еще в течение пяти лет сможет вводить защитную спецпошлину в размере до 10 %, хотя для этого уже придется доказать, что импорт из Европы представляет реальную угрозу для отечественного автопрома.