О причинах подорожания тех или иных групп товаров и услуг мы немало говорили в материалах «Взгляда» на протяжении всего года. Сегодня подводим итоги.
Цены летят — покупателей нет
Итак, в сухом остатке главная причина кризиса — катастрофа в экономике в целом и в банковской системе — в частности. Первое спровоцировало массовую остановку предприятий, увольнение целых трудовых коллективов, резкое падение жизненного уровня среднего украинца. Второе — обвалило национальную валюту.
Цены, привязанные к доллару и евро, рванули вверх. По последним официальным данным, которые предоставил на днях Госстат, потребительские цены подняли в среднем на 25-30%. Уровень инфляции и вовсе — ниже 20%. Впрочем, реальные ценники говорят о другом. Готовя этот материал, мы запросили данные в консалтинговых и аналитических агентствах, а также — непосредственно в торговле.
Средний рост цен на товары и услуги в Украине составил 65%. Если учесть, что девальвация сделала нас всех беднее на 87%, становится понятным, отчего национальная торговля — «легла». По официальным данным, объемы продаж в рознице (где до нынешнего года никогда не наблюдалось минусового тренда) упали почти на 7%.
По неофициальным данным, которые нам любезно предоставили торговые сети (как представители реального ритейла, так и операторы, работающие в интернет-пространстве), по ряду товарных позиций торговля упала вдвое, а то и на 70-80%. Скажем, украинцы почти перестали покупать добротный, но совершенно «неподъемный» для их кошелька импорт: брендовую одежду, обувь, аксессуары, — товары, которые, как до недавнего времени принято было считать, рассчитаны на покупателя средней руки.
«Нет ничего удивительного,— считают эксперты Украинского аналитического центра.— Человек, озадаченный одной проблемой — выжить,— урезанный материально, не будет устраивать шопинг и — даже имея большую нужду — едва ли рискнет сегодня приобретать новую пару сапог или новый диван вместо прохудившегося. Тем более, что ожидания на будущий год весьма пессимистичные».
Покупатели перетекли в стоковые магазины, на интернет-точки. "Но даже сток сейчас многим не по карману. Люди отправляются на рынки, на секонд-хенды. Они сознательно идут на то, что приобретают низкопробные товар, подделки, недоброкачественные копии, а то и просто — "китайский ширпотреб",— поделилась со «Взглядом» своими наблюдениями директор столичного сток-магазина Ярослава Литвиненко.
Значительно снизилась торговля вещами длительного потребления: мебелью, бытовой техникой, а также предметами роскоши, парфюмерией.
Обидно, что в этой ситуации совсем незначительная часть покупателей перешла на отечественные товары. По результатам различных мониторингов, это не больше 10-12% активных покупателей. Причина банальна: они по цене иной раз дороже импортных — производственные затраты в наших реалиях в несколько раз выше европейских. Так что массовой поддержки отечественному производителю мы оказать пока никак не можем.
Сегодня мы стали вполовину реже задумываться о том, как совершать дорогостоящие основательные покупки (даже если есть в них острая нужда), сообщают социологи.
По данным газеты «Капитал», которая ссылается на оценки компании GfK Ukraine, в октябре индекс девальвационных ожиданий достиг 153,4 пункта, а индекс инфляционных ожиданий — 190,4 пункта по шкале от нуля до 200, в которой показатель в диапазоне 100-200 пунктов отражает обострение опасений. Годом ранее эти показатели составляли 119,8 и 183,7 пунктов соответственно. А индекс целесообразности делать крупные покупки упал за год с 88,9 до 60,7 пунктов.
Наглядный пример: парад пустых витрин, который может сегодня наблюдать житель любого крупного мегаполиса. Все больше и больше торговых площадей остаются вакантными, бренды толпами уходят из Украины, но на их место никто зайти не торопится. Смысла нет: закупка, доставка и реализация в Украине импортных товаров нынче занятие не только хлопотное, но и бесперспективное. Стремительный рост курса доллара сводит такой бизнес на нет. Компании остаются с нулевой рентабельностью, а то и уходят в минус.
Банкротства и дефицит
«Те компании, что вынуждены хвататься за каждого покупателя и не рискуют поднимать цену, могут очень быстро оказаться банкротами, так как курс доллара постоянно растет,— убеждены опрошенные нами аналитики Украинского аналитического центра.— Им нужно или уходить с рынка, или переориентироваться на другие товары и другую целевую аудиторию».
По мнению исполнительного директора Фонда Блейзера в Украине Олега Устенко, в будущем году нашу страну может ждать целая волна банкротств предприятий. Этой же точки зрения придерживается и Татьяна Гетьман, руководитель проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты",— она предрекает банкротство аграрный компаний.
«Только за этот год топливо поднялось в цене на 40%, подорожали семена, запчасти, корма, содержание теплиц стало гораздо затратнее, — анализирует Татьяна.— Однако крестьяне не имеют возможности поднимать цену на свою продукцию — ее никто не будет покупать. А товар скоропортящийся, его можно хранить только несколько дней. Скажем, себестоимость тепличного огурца на сегодняшний день — свыше 22-23 грн/кг, а их продают по 15-17. При таком положении дел аграрии, оказавшиеся в убытке, вынуждены будут свернуть площади. Какие-то и вовсе обанкротятся».
Банкротства и переориентация предпринимателей на более дешевый низкопробный товар приведет к тому, что Украине придется вновь столкнуться с уже забытым дефицитом, считает директор Института трансформации общества Олег Соскин. С ним солидарен и эксперт по ритейлу Олег Гаврилечко: «В дефиците может оказаться то, к чему мы уже привыкли — имею в виду хороший качественный товар, по большей части импорт. А его место займут товары неизвестных сомнительных брендов, доставленные с плавучих фабрик Китая».
Это только начало?
Самое удручающее, что, по мнению опрошенных нами специалистов, нынешний год с его катастрофическими ценами и заоблачным курсом доллара — это еще не самое страшное.
Будущий, 2015-й может оказаться куда суровее. По оценке Александра Охрименко, президента Украинского аналитического центра, курс доллара вполне может перевалить за отметку в 20 грн. Если власти не примутся за реформы буквально с этого года, велика опасность того, что в стране раскрутиться гиперинфляция — сродни той, что мы пережили в 90-е, убежден Олег Устенко.
Впрочем, даже более оптимистично настроенные аналитики убеждены: с постоянным ростом цен нам придется жить еще долго. Так, инфляционный минимум, который на 2015-й год предрекает экономический эксперт Андрей Блино,— свыше 30%.
«Как выжить в таких условия? — только затянуть пояса, сцепить зубы и — переждать,— говорит Александр Охрименко.— Не транжирить, беречь каждую копейку, беречь друг друга. Наши люди это все уже знают, проходили. И — надеяться, что рано или поздно все-таки придут лучшие времена».
Как изменились цены на основные продукты питания в уходящем году
(по данным: Госстата Украины, ресурсов: minagro.gov.ua; apk-inform.com; agronews.ua; aaa.com.ua; mysupermarket.org.ua; fozzy.ua)
Название продукта
|
Цена в декабре 2013 (грн)
|
Цена сегодня (грн)
|
% изменения цены, показатель в грн
|
Хлеб белый пшеничный
|
3,76 — 5,89
|
6,27 – 7,3
|
+24% (+1,41 грн...+2,51 грн)
|
Хлеб украинский
|
5,07 – 5,5
|
6,28- 6,9
|
+25% (+1,21 грн ...+1,40 грн)
|
Батон нарезной 500г
|
4,5
|
5,7
|
+24% (+ 1,2 грн)
|
Макароны укр. пр-ва (1 кг)
|
6,74
|
8,25
|
+22,5% (+ 1,81 грн)
|
Свинина (1 кг)
|
44,69
|
56
|
+25,4% (+11,31 грн)
|
Говядина (1 кг)
|
46
|
60,6
|
+25% (+14,6 грн)
|
Птица (филе, 1 кг)
|
22,35- 31
|
29,75 – 42,5
|
+25- +40% (+7,40...+11,5 грн)
|
Колбаса вареная «Докторская», в/с (1 кг)
|
69
|
98
|
+42% (+29 грн)
|
Колбаса сыро-копченая (1 кг)
|
119
|
151
|
+27% (+32 грн)
|
Рыба (стейк форели охл.) (1 кг)
|
125-130
|
180-280
|
+35%- +120% (+55грн...+150 грн)
|
Молоко (1 л)
|
8,08
|
10,5 - 14
|
+31%- +60% (+2,42 грн...+5,92 грн)
|
Творог (1 кг)
|
56 - 60
|
61 – 66
|
+10,2% (+5грн...+6 грн)
|
Сыр твердый (1 кг)
|
78
|
99
|
+ 27% (+21 грн)
|
Яйца (10 шт)
|
8 грн
|
10- 14
|
+26% - +70% (+2 грн... +6 грн)
|
Масло сливочное (1 кг)
|
64
|
69-80
|
+8%-25% (+5 грн...+16 грн)
|
Масло подсолнечное (1 л)
|
13,8
|
16,4-17
|
+19%-22% (
+2,6 грн...+3,2 грн)
|
Кофе растворимый (100г)
|
28
|
38
|
+36% (+10 грн)
|
Кофе молотый (100 г)
|
31
|
50
|
+61% (+19 грн)
|
Чай (пакет, 100 г)
|
14
|
30
|
+114% (+16 грн)
|
Соль (1 кг)
|
1,7
|
2,31
|
+35% (+0,61 грн)
|
Сахар (1 кг)
|
7,74-8
|
10,44 - 12
|
+26%-50% (+2,7 грн...+4 грн)
|
Конфеты в коробке «Ассорти», шок, 220 г
|
25
|
42
|
+68% (+17 грн)
|
Конфеты на развес «Коровка», 1 кг
|
32
|
46
|
+44% (+14 грн)
|
Шампанское «Советское», 1 бут
|
31
|
47
|
+52% (+16 грн)
|
Вино «Каберне», 1 бут
|
27
|
29
|
+7,4% (+2грн)
|
Водка, 0,5 л
|
32
|
46
|
+44% (+14 грн)
|
Сигареты с фильтром, 1 пачка
|
12,5
|
16
|
+28% (+3,8 грн)
|
Борщевой набор (картофель, лук, морковь, свекла, капуста – все позиции по 1 кг)
|
25
|
19,5
|
-22% (-5,5 грн)
|
Помидоры тепличные (1 кг)
|
18-30
|
12-17
|
-20%-40% (-6...-13 грн)
|
Огурцы тепличные (1 кг)
|
19-30
|
20-28
|
-10% (-1... -3 грн)
|
Грибы вешенка свежие (1 кг)
|
16-20
|
24-32
|
+20% - +60% (+8 грн...+12 грн)
|
Бананы
|
8-12
|
16-22
|
+16%-51% (+8грн...+10 грн)
|
Яблоки
|
4-8
|
6,5-8
|
0% - +50% (0...+4 грн)
|
Апельсины
|
9-11
|
12-13,5
|
+20%-45% (+2,5 грн...+3грн)
|
Лимоны
|
20
|
26
|
+30% (+6 грн)
|
Как поднялись цены на услуги
– ЖКХ (с декабря 2013 по декабрь 2014 - Госстат Украины)
Ремонт и содержание жилья + 23.4%
Водоснабжение +47,4%
Канализация +69,3
Электроэнергия +11,3%
Газ +62,8%
Горячая вода + 42%
В целом + 32,6%
Что еще подорожало (по данным Госстата Украины; ресурса apteka.ua; consulting.a95.ua; vseazs.com; autoconsulting.com.ua; а также – сводным данным, предоставленным администрацией вещевых рынков Киева)
Одежда и обувь + 13,5% – +40%
Бытовая техника + 23% - + 28%
Лекарства + 40% - + 120%
Топливо + 58,3% - + 77%
Автомобили (новые) +56,2% - +60%