10:01

воскресенье,
24 июня

Новости Страна Общество

МОН объясняет, для чего нужна антидискриминационная экспертиза учебников

09.06.2018 / 10:21
МОН объясняет, для чего нужна антидискриминационная экспертиза учебников
В 2017 году антидискриминационная экспертиза школьных учебников, которые готовятся к печати за государственный счет, обнаружила вопиющие случаи дискриминации. Однако некоторые вопросы экспертизы требуют объяснения, поэтому МОН отвечает на самые распространенные вопросы граждан и опровергает мифы.

Экспертиза обнаружила, что большинство детей не могут найти в украинских учебниках ни отражение себя, ни отражение своих родных, ни тех особых обстоятельств, в которых они живут.

В частности, было найдено и изъято из учебников немало недопустимых для демократической страны анахронизмов вроде высказываний "негры", "жиды", "цыгане".

Экспертиза обнаружила, что в учебниках полностью отсутствует герои, представляющие людей с инвалидностью, а престарелые изображаются исключительно немощными. Так, сегодня 6% населения нашей страны - около 2,5 млн человек - это люди с инвалидностью. Сейчас в школы, в инклюзивные классы приходят дети с особыми образовательными потребностями. Именно антидискриминационная экспертиза дала возможность включить в учебники людей с инвалидностью и сделать их частью картины мира, которую создает школа у детей, изменить образ пожилых людей.

В сети Интернет также появился образец рекомендации антидискриминационной экспертизы, где специалисты советуют заменить слово "родители" на слово "родные" в задании: "Вместе с родителями обсуди, где можно играть". Часть общества не поняла целесообразности этого замечания, хотя оно напрямую касается защиты почти половины украинских детей.

К сожалению, сейчас в Украине 3 миллиона детей проживают в неполных семьях, а это - почти 40%. Речь идет и о детях, которые живут исключительно с дедушками и бабушками, со старшими братьями и сестрами, с тетями и дядями. Эта ситуация особенно обострена, так как часть детей потеряла своих родителей в результате российской агрессии на востоке Украины.

Таким образом, задача в учебнике вроде «"Вместе с родителями составьте распорядок дня вашей семьи" или "Вместе с родителями обсуди, где можно играть" подчеркивают ограниченные возможности почти половины украинских детей, заставляют их чувствовать собственную неполноценность. Это недопустимо. Именно поэтому и предложено заменить слово "родители" на "родные".

По этой же причине высказываются предостережения к макетам учебников, где изображение подбираются исключительно с полным семьей.

В основном вывод антидискриминационной экспертизы подробно объясняет причины, в связи с которыми к учебнику высказываются замечания. Например, один из нынешних выводов к учебнику для 1 классов предлагает снять вопрос "Как и где познакомились твои родители?". Рядом сразу дается объяснение, что возможна дискриминация по семейному положению, ведь вопрос будет некорректным, если:

• мама одна воспитывает ребенка, зачатого в результате изнасилования;

• мама или папа уже находятся в другом браке и не желают говорить о биологическом отце / матери ребенка;

• ребенок, у которого умерли родители, воспитывается другими родственниками, которые не знают, не помнят или им трудно рассказывать о знакомстве родителей ребенка и тому подобное.

Признаки дискриминации имеют и те задачи, которые изображают мальчиков / девочек в стереотипных ролях, тем самым пропагандируя устаревшие формы поведения. Так, это могут быть представления, о детях могут заботиться только девушки, или что техническими профессиями могут заниматься исключительно ребята.

Следует также добавить, что методология осуществления антидискриминационной экспертизы и сертификационная программа были разработаны на основе отечественных исследований в этой области и международных отчетов UNIСEF о случаях дискриминации в учебниках разных стран мира.

Все выполняют антидискриминационную экспертизу учебников, прошли обучение на сертификационной программе (всего 102 часа), которая включала: 78 часов - дистанционное обучение, 24 часа - очное обучение (тренинг). Из них 40 часов - теоретическая часть, 50 часов - практическая часть, 12:00 - контроль знаний (сертификационная контрольная работа, выполнение экспертизы проектов учебников).

 

Новости партнеров
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
22 июня
21 июня
20 июня
17 июня
16 июня