13:55

четверг,
30 марта

Локальные компании уже не знают, как прокормить программистов

25.12.2014 / 13:22
Локальные компании уже не знают, как прокормить программистов
Украинским компаниям становится все сложнее удерживать программистов

Из-за девальвации гривни зарплаты сотрудников аутсорсинговых IT‑компаний, работающих на иностранных заказчиков, выросли в разы. В большинстве случаев они выплачиваются в долларах или привязаны к его курсу. В таких условиях и без того стагнирующий внутренний IT-рынок может и вовсе обвалиться.

Программный код по цене золота

Около 90 % разработчиков на организованном рынке ориентированы на аутсорсинг. Внутренний рынок можно оценить примерно в 10 %, рассказывает исполнительный директор Ассоциации «Информационные технологии Украины» Виктор Валеев. В целом в сфере разработки программного обеспечения занято примерно 50‑65 тыс. человек. Эта цифра может не учитывать многочисленные крошечные компании и фрилансеров, добавляет эксперт.
По оценкам управляющего партнера венчурного фонда AVentures Capital Евгения Сысо­ева, по итогам 2013 года доход украинских аутсорсинсовых компаний достиг $ 2 млрд. Это соизмеримо с объемами украинского телеком-рынка.
Приблизительно столько же составила общая капитализация продуктовых компаний и старт­апов, созданных в Украине, но работающих на глобальных рынках (например, платежный сервис Paymentwall, сервис поиска работы Jooble).

Несите ваши денежки

Клиенты аутсорсинговых компаний продолжают платить в долларах, поэтому с повышением курса прибыль растет. На внутреннем рынке такого нет, инфляция приводит к уменьшению прибыли, при этом расходы, например, на содержание офиса, продолжают расти, объясняет вице-президент компании Innovecs (разработчик на аутсорс) по HR- и рекрутмент-направлению Наталья Зуб.
В такой ситуации отток кадров в ориентированные на международные рынки компании неизбежен. «Зарплаты украинских айтишников становятся глобальными и скоро будут достигать $ 80 тыс. в год», — говорит директор фонда BrainBasket Роман Хмиль, который ранее занимал должность операционного директора аутсорсинговой компании-разработчика Ciklum. «Мы за счет собственных заработков удерживаем команду разработки. Они ведь читают статьи, рейтинги. И если мы не будем вровень с рынком, растеряем лучших людей в разработке», — добавляет представитель одной из компаний.

Рынок пошел вниз

Тем временем внутренний IT-рынок продолжает сокращаться. По оценкам Валеева, из‑за экономических проблем в стране он упал в 2014 г. примерно на 45‑50 %. «Перспектив восстановления внутреннего рынка в 2015 году я пока не вижу, а власти не стимулируют развитие отрасли и даже предлагают усилить налоговое давление», — говорит он.

С другой стороны, происходит замедление развития аутсорсингового бизнеса. В текущем году темпы роста экспорта услуг по разработке ПО из Украины сократились до 5 %, вместо 20‑25 % в прошлые годы, а некоторые компании закрылись вообще. Часть клиентов перевела свои заказы из Украины в другие страны. Наблюдается снижение потребности в IТ-кадрах как в компаниях, ориентированных на внутренний рынок, так и на аутсорсинг. При этом последним все равно не хватает квалифицированных кадров, рассказывает Валеев.
С кадровой проблемой также сталкиваются компании, для которых ІТ не является ключевой бизнес-компетенцией. Им сложно конкурировать за ресурсы с представителями ІТ-биз­неса, рассказала «Капи­талу» директор по персоналу и развитию «Киевстар» Елена Кропивянская. В этой сфере сейчас самая высокая конкуренция за ресурсы среди работодателей.

Выход из положения

По мнению Хмиля, в такой ситуации локально-ориентированным IT-компаниям стоит подумать о переориентации на глобальный рынок. С ним соглашается и CEO украинской компании Softcube Олег Лесов: «В долгосрочной перспективе это мотивирует компании выходить на рынки соседних, близких по духу стран, той же Польши, Чехии, Болгарии, Турции».
Что касается компаний, для которых IT не является профильным направлением деятельности, им стоит подумать о дополнительных стимулах. «Например, банки покупают своим сотрудникам квартиры. Ведь, обдумывая предложение работы, соискатель все равно конвертирует все в деньги», — говорит Хмиль.
Наталья Зуб уверена, что со временем курс доллара стаби­лизируется и у компаний появится четкий план выхода из кризиса. Поэтому стоит объяснить сотрудникам, что неблагоприятная ситуация — временная. Она также напоминает, что в аутсорсинг обычно нужны люди со знанием английского языка на высоком уровне. «Но на рынке достаточно хороших не англоговорящих специалистов, и внутренней компании лучше быть нацеленной на них», — добавляет рекрутер.
Представитель компании-разработчика Nravo Роман Дзи­говский считает, что локальные компании также смогут конкурировать с международными путем создания уникальных продуктов, не имеющих аналогов. Как вариант — выдача акций компании сотрудникам, тогда они понимают, что повышая доходность бизнеса, приносят себе дополнительную прибыль в будущем.
«Такая модель очень популярна среди стартапов, — говорит он, — особенно на Западе».

Новость на карте
Новости партнеров
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
30 марта
29 марта
28 марта
Мы в соц. сетях