Как говорится в сюжете телеканала «Бизнес», пока же в наших подземных хранилищах имеется лишь половина от необходимого на зиму газа.
Эксперт по вопросам энергетики Дмитрий Марунич говорит: «Хранилища — это лишь один из элементов обеспечения природным газом потребителей. Нельзя говорить, что хранилища в нашем случае полностью обеспечивают потребности украинских потребителей и транзита.
Кроме того, из этих 16,5 млрд. закачанных кубов газа Украине принадлежит только пять. 4 миллиарда — буферный газ, необходимый, чтобы поддерживать давление в сети. Еще столько же имеет Дмитрий Фирташ, 2 миллиарда отсудил Игорь Коломойский. Теперь свои кубы топлива он вправе потребовать в любое время. Около полутора миллиарда — собственность независимых производителей. Улучшить свое положение «Нафтогаз» может за счет этих частных производителей — сейчас им просто не отдают их же топливо.
«Некоторым компаниям не позволяли продавать природный газ промышленным предприятиям, заставляли их закачивать в подземные хранилища, при этом — это у меня инсайдерская информация — не выдавали акт приема-передачи этого газа. То есть, компании не могут подать в суд, чтобы забрать этот газ», — отметил эксперт по вопросам энергетики Валерий Боровик.
Правдами и неправдами 6,5 млрд. кубометров у государства уже есть. Кроме того, в Минэнерго обещают 10 миллиардов кубов газа собственной добычи и почти 6 млрд. — из словацкой реверсной трубы. В сумме набегает 22,5 миллиарда кубометров. Но эксперты советуют энергетическому ведомству диверсифицировать реверсные поставки.
НАК «Нафтогаз Украина» следовало бы говорить с теми компаниями, у которых есть хороший бэкграунд, прозрачный менеджмент, прозрачная деятельность, но которые не являются топами, и они могут предложить ниже цены», — подчеркивает Боровик.
Однако нынешних запасов может и не хватить. Во время прошлогоднего отопительного сезона украинцы употребляли 170 млн. кубометров газа в сутки при нуле градусов и вдвое больше — 350 млн. — при холодах до минус 20-ти.
«Можно сделать простой вывод: если, не дай Бог, две недели в стране будет минус 20, то не хватит газа и по импорту», — считает Дмитрий Марунич.