Как пишет издание «Капитал», такое стремительное падение значения индекса зафиксировалось на рекордно низкой для 2014 г. отметке. Таковы результаты ежемесячного исследования «Потребительские настроения в Украине», проведенного исследовательской компанией GfK Ukraine. Информацией для экспертного анализа послужили итоги опроса жителей материковой Украины не младше 16 лет.
Цель исследования — оценить текущее материальное положение украинцев, а также их настроения относительно перспектив экономического развития страны. Для этого GfK Ukraine разработала индекс потребительских настроений. Его итоговое значение, которое колеблется от 0 до 200, формируется путем оценки пяти компонентов: текущее личное материальное положение потребителей, ожидаемые изменения этого положения, прогнозируемое развитие экономики страны в ближайшем году и на протяжении следующего пятилетия, а также целесообразность совершения больших покупок. Значение индекса рассчитывается следующим образом: от доли позитивных ответов респондентов отнимают долю негативных и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать отрицательных значений. Таким образом, индекс будет равен 100 баллам только в случае абсолютного равенства количества позитивных и негативных потребительских оценок. Если же его показатель ниже 100, то в обществе преобладают негативные настроения.
По сравнению с показателями июля 2014 г. в прошлом месяце наблюдались падения значений всех компонентов индекса потребительских настроений. По мнению GfK Ukraine, такие результаты стали следствием обострения военного противостояния в Донбассе, разрушения промышленной инфраструктуры региона и продолжающейся девальвации гривни. Наибольшим падением в отчетном периоде отметился индекс ожидаемого развития экономики страны в ближайшем году, который потерял 18,2 пункта (62,1 в июле против 43,9 в августе). Это говорит о том, что украинские потребители не питают никаких иллюзий относительно нормализации экономической ситуации в государстве в течение следующих 12 месяцев.
В рамках данного исследования рассчитываются еще три показателя: индексы ожидаемой динамики безработицы, инфляционных и девальвационных ожиданий. Их значение также колеблется от 0 до 200, однако рассчитывается немного по‑другому: от доли негативных оценок потребителей отнимают долю положительных и к этой разнице прибавляют 100. Чем выше значения индексов, тем выше уровень потребительского пессимизма. Стоит отметить стремительное ухудшение девальвационных ожиданий украинцев (+22,1 пункта), тогда как к динамике безработицы респонденты стали относиться чуть более оптимистично (–1,2). При этом чрезвычайно высокий уровень пессимизма характерен для инфляционных ожиданий потребителей Украины (185,9 против 188,7).