Их владельцы сетуют, что даже с льготами легализация машин обходится дороже, чем стоят за границей сами автомобили.
Дмитрий Мосейчук едва сдерживается, чтобы не ругаться, рассказывая о растаможке своего автомобиля. Он купил его в Германии за 1400 евро, там же всего за 15 минут переоформил номера на литовские. На украинской же границе – началось: "Шесть часов я бегал по Ягодину, все документы собирал. За три недели я в Луцк ездил десять раз по этим всем вопросам, со всеми этими документами". Езда с соседней Ровенщины, где живет парень, до Луцка – это еще полбеды. Другой вопрос – деньги. 1400 долларов обошелся один только налог, еще 300 пришлось заплатить брокеру, 100 – за сертификат и еще 100 – чтобы авто поставили на учет. И это не все. "Ягодин с меня взял примерно 200 долларов. Это взятки для того, чтобы удешевить процесс растаможивания", - говорит автовладелец. В общем у него получилось более 2000 – почти вдвое дороже самой машины.
На Волыни больше всего автомобилей растамаживают именно в Луцке. Здесь на таможенном посту сейчас сотни авто на еврономерах. Они стоят на специальной площадке, а кому места не хватило – у забора и вдоль дороги. "Люди должны с работы где-то отпрашиваться, оставлять свою семью, ехать сюда, здесь неделями находиться, в автомобилях жить", - говорит брокер Сергей Поха. Без таких, как он, растаможить авто почти нереально. Только в Луцке сотни брокеров, их услуги стартуюють от 200 долларов. При этом брокеры сами признают – среди них немало недобросовестных. "Вы въезжаете на таможенный терминал, брокер приходит и говорит, что вам еще надо доплату две тысячи или полторы тысячи сделать, и вы же заложник ситуации, потому что вы же заехали на таможенный терминал, вы должны уже доплачивать. Вот такие вот есть брокеры", - предостерегает Поха.
На таможне злоупотребления со своей стороны отвергают – мошенничают, мол, именно посредники. "Многие, которые говорят, что вы нам дайте деньги, а мы с таможенниками порешаем все, вы не переживайте. Хочу заявить, что с таможенниками порешать не удастся, то есть если что-то подобное вам такое говорят – не ведитесь, это мошенники", - настаивает пресс-секретарь волынской таможни Валентина Черныш.
Регистрация – это уже завершающий этап оформления украинского номерного знака. В сервисных центрах очереди занимают накануне, ведь даже в 4:00 утра в очереди уже стоят 60 человек. В самом центре наплыв клиентов объясняют завершением льготного периода. "Ажиотаж только нарастает. Возможно, не имели средств, возможно, не были на месте", - предполагает начальник сервисного центра МВД в Волынской области Сергей Томчук. Как и Дмитрий, лучанин Саша уже имеет украинские автономера, но тоже рассчитывал на значительно меньшую сумму. "Я взял в долг. Хорошо, что родители помогли", - говорит владелец авто. Кому денег таки не хватило – оставляют машины на границе или разбирают на запчасти, потому что уже скоро всех, кто не успел растаможить свою машину, будут штрафовать.
ТСН