13:33

четверг,
12 декабря

Публикации Країна Суспільство

Инвесторы – украинцам: «Переживите зиму без газа, а там посмотрим»

11.09.2014 / 16:01
Инвесторы – украинцам: «Переживите зиму без газа, а там посмотрим»
Из центра столицы и крупных украинских мегаполисов стремительно уходят большие магазины. В торгово-разлекательных центрах пустеют целые торговые залы

В обиход украинских работников сферы торговли вновь вернулась шутка из прошлого кризиса: самой быстро растущей розничной сетью становится сеть: «Сдам в аренду!»

 

ТРЦ превратятся в... склады оружия

Число желающих снять торговые помещения под свои магазины заметно сократилось. И это — несмотря на то, что стоимость аренды тоже сильно снизилась. По оценке заместителя генерального директора Украинской торговой гильдии Виталия Бойко, арендные ставки в долларах упали на 30-50%. А по данным портала realt.ua, аренда торговых площадей в крупных городах Украины упала даже в гривне — в среднем на 16% за год.

Но это не спасает: количество вакантных площадей в ТРЦ растет день ото дня, признают сами игроки рынка.

Готовя этот материал, «Взгляд» от имени потенциальных арендаторов позвонил по нескольким объявлением из тех, какими увешаны пустые витрины торговых центров. Всякий раз на том конце тут же оживлялись, предлагали рассмотреть сразу несколько вариантов (чтобы выбрать самый оптимальный) и обещали целый пакет скидок, бонусов и льгот.

По мнению экспертов, если эта тенденция сохранится, уже после нового года можно ждать «обвала» на рынке ТРЦ: рентабельными останутся лишь самые посещаемые — это наиболее крупные центры в мегаполисах, их, как правило, 2-3 на весь город. Они останутся на плаву за счет собственной наполненности: чем больше в ТРЦ магазинов, тем выше у него шансы выжить.

Именно в такие центры и будут стекаться покупатели (даже при падении потребительского спроса), чтобы иметь возможность выбрать наиболее подходящий и недорогой товар: чем больше магазинов — тем шире выбор. Остальные центры рискуют опустеть настолько значительно, что их держать будет невыгодно, и их придется, скорее всего, перепрофилировать.

«Если нынешняя военно-политическая ситуация сохранится, пустеющие торговые залы в ТРЦ, вполне вероятно, используют как склады вооружения и боеприпасов, либо же для других нужд государства,— предполагает эксперт по развитию ритейла Юрий Гаврилечко.— В противном случае этим зданиям не выжить. Судите сами: плата за коммунальные услуги и электричество растет, в то же время товарооборот в оставшихся на их территории магазинах падает. А значит и падает возможность арендаторов оплачивать площади. Магазины сворачиваются, уходят или в интернет или на рыночные раскладки, или вовсе закрывают бизнес, а торговые центры остаются при своих, очень невеселых, интересах».

 

Война и доллар

У столь резкого оттока арендаторов масса причин, но главных — две. Первая, разумеется,— военные действия. Точнее — общественно-политическая нестабильность. Она еще в конце минувшего-начале этого года — стала бедой сразу для нескольких десятков брендовых и мультибрендовых магазинов в центре Киева.

От событий на Майдане пострадали как уличные бутики по Крещатику (например, бутик, представляющий английский бренд Gap), так и многоуровневый торговый центр «Глобус». Из если в «Глобусе» большинство магазинов все же сохранились, то Gap, который оказался совершенно не готов к такому повороту событий (его полностью заставили палатками, а потом он был скрыт от потенциальных покупателей густой пеленой дыма от горящих шин) вынужден был свернуть торговлю.

Война оттолкнула покупателей по всей стране. Как считает Виталий Бойко, потребительские настроения резко упали не только у тех, кто оказался в материальном затруднении, но и у людей состоятельных. «Сегодня даже те, кто может потреблять, настроены на накопление,— поясняет эксперт.— Рост товарооборота снизился с начала года на 15%».

Согласно социальным замерам, которые буквально на днях делала компания GfK Ukraine, только за август этого года индекс потребительских настроений украинцев упал на 10,4 пункта.

Большинство покупателей перестало «цепляться за бренды» — люди не готовы и не хотят переплачивать за имя, считает Бойко. Они стремятся приобрести наиболее дешевый товар. Брендовые же вещи распродаются только в дни больших скидок.

Вторым ударом по магазинам стал рост курса доллара, считает Виталий Бойко. «Когда в 2014-м игроки фенш-ритейла делали заказы на этот год (а заказы принято делать на полгода-год вперед), никто не предполагал, что в рознице может быть столь сложная ситуация.— поясняет замгендиректора Украинской торговой гильдии.— Сегодня из-за падения спроса у многих накопился избыток заказов. Кто-то заказал по старому курсу, а сейчас доложен выкупать по новому — а это в 1,5 раза больше (а торговля-то сократилась!). Кто-то потерял бизнес в проблемных регионах — например, в Крыму.

 

Российский след

Крупные мировые бренды больше не спешат в Украину. И это при том, что в конце прошлого года, по свидетельству Виталия Бойко, существовало множество предварительных договоренностей с ведущими мировыми брендами об их появлении в Украине. После событий на Майдане и на Востоке все переговоры прекратились

«Когда мы планировали к вам входить, Украина была рискованной территорией, а сейчас она сверхрискованная,— передает Виталий слова партнеров.— Переживите зиму без газа, а там мы посмотрим».

Сыграл свою роль и торгово-экономический конфликт Украины с Россией. Ранее, по словам Бойко, многие бренды заходили в нашу, освоив предварительно площадки РФ, через российские рынки. Теперь им предстоит переориентироваться и найти путь через Польшу. Но для этого нужно время.

 

Китайское или украинское?

Что все это значит для простого потребителя?

Импортные товары — особенно среднего и чуть выше среднего ценового сегмента — скоро уйдут из торговли, рассказывают эксперты. Закупать более-менее дорогой импорт опасно и рискованно (никто не знает, каким курс будет через несколько дней, сможет ли потом магазин рассчитаться за новую партию товара). Поэтому на его смену придет либо китайский и индонезийский ширпотреб крайне невысокого качества, либо — украинские товары.

Они займут нишу ниже среднего сегмента — такие вещи можно легко продавать на раскладках, а не в ТРЦ. В ТРЦ же могут остаться только очень дорогие товары, рассчитанные на самых состоятельных людей. На вкусы и запросы этих покупателей война никак не повлияла, правда, в последние месяцы многие из них выехали из Украины и покупают свои любимые бренды за рубежом.

Что же касается судьбы украинских товаров, то нынешний кризис мог бы стать для них плацдармом для «выхода в свет», считает Юрий Гаврилечко. Однако для этого следовало бы всячески поддержать отечественного производителя. «Увы, у нас вся политика властей, и в первую очередь НБУ, направлена на то, чтобы утопить малый и средний бизнес. Иначе как можно объяснить резкое повышение учетной ставки НБУ? Ведь от нее пляшут все кредиты, которые могли бы взять для развития бизнеса отечественные предприниматели».

 

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
12 декабря
11 декабря