Конструктор-самоучка Николай Тараканов из Нежина вручную создает уникальные автомобили. Таких нет больше нигде в мире. И вряд ли появятся.
В гараже у 62-летнего мастера нет ни специальных станков, ни замысловатых инструментов. В арсенале пенсионера лишь молоток, наковальня, зубило, сварочный аппарат и... множество идей. Как рассказал сам Николай Тараканов, из заводских элементов в его машине только резина и двигатель объемом 1,8 л, снятый с BMW-518. Все остальное сделано вручную.
— Внешне машина — полноценный спорткар, — говорит Николай. — Спереди она похожа на английский «Макларен», а сзади —
на советский бомбардировщик СУ-24. Реактивные сопла хотя и меньше, чем у оригинала, но мне удалось сделать их максимально похожими.
Один из местных автомобильных экспертов окрестил творение Тараканова «русским танком в английском фраке». Несмотря на спортивный силуэт, машина выглядит внушительно, да и размеры у нее солидные: длина — около 5,5 м, ширина — 2,5 м, высота —
1,5 м. В малогабаритный гараж автомобиль помещается впритык.
Свое творение Николай зарегистрировал в ГАИ, получил номера, и теперь «автобомбардировщик» —
полноценный участник дорожного движения. Правда, ездит Николай Тараканов только по территории гаражного кооператива, на бензин денег не хватает.
В честь жены
Конструктор-самоучка назвал свое детище красивым именем «Валентина» — в честь любимой супруги.
— Жена в свое время немного пилила меня за то, что подолгу в гараже торчу, поэтому и решил назвать машину в ее честь — чтоб немного «углы» сгладить, приятное сделать, —
с улыбкой рассказывает мастер.
Однако Валентина Тараканова говорит, что не имеет ничего против увлечения супруга.
— Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, — смеется она. — Да, времени со своими машинами он проводит очень много — с раннего утра до самого вечера. Зато я знаю — что бы он ни создал, назовет моим именем, а для меня это лучший подарок.
Николай Тараканов называет себя просто «самодельщик», хотя по сути он — настоящий художник. Создавая проекты, пенсионер вдохновляется известными мировыми моделями автомобилей.
Так и с «Валентиной» вышло. Десять лет назад, когда конструктор только начал проектировать свой суперкар, ему очень нравились машины «Макларен». Поэтому решено было включить в проект элементы дизайна именно этих автомобилей. Кроме того, Николай с детства мечтал стать военным летчиком и питает страсть к самолетам — так «Валентина» примерила на себя детали бомбардировщика.
В целом создание машины заняло долгих десять лет, но, как отмечает Николай, все упиралось лишь в деньги.
— Из семейного бюджета удается выкроить совсем немного, поэтому все приходится мастерить самому. Если бы финансы позволяли, то собрал бы за год-полтора, — рассказывает конструктор. — Но приходится экономить, пенсия не позволяет разогнаться.
Третья любовь
На самом деле, «Валентина», которая уже прославилась на всю Украину, —
не первый на счету Николая Тараканова суперкар. Первенца он создал еще в 1970-х. Та машина, как говорит конструктор, предвосхищала появление вышедших в 1980-х ВАЗовских «восьмерок».
Второй спорткар был сделан с элементами «Феррари». В 1990-х годах Тараканов увлекался «итальянцами» и многое подсмотрел у них, создавая вторую машину. Правда, судьба его первых автомобилей одна —пошли на «чермет».
— Я ездил на них до тех пор, пока они мне не надоедали, — рассказывает Николай. — Когда этот критический момент наставал, я прощался со своей предыдущей «любовью» и принимался за создание новой.
Как и нынешняя, предыдущие машины нежинца назывались «Валентина». Механик говорит, что все автомобили, которые он еще сделает, также будут «Валентинами».
Большие планы
Сейчас Николай Тараканов мечтает довести свое творение до логического завершения — машину необходимо покрасить, обтянуть салон кожей и оборудовать более мощным двигателем — купить мотор спортивного автомобиля, чтобы было не хуже, чем у «Макларена». Для покраски он уже приобрел автомобильную краску и напыление, которое используется для украшения елочных игрушек, — чтобы машина не просто блестела, а сверкала. А вот с остальными планами пока туговато — финансы не позволяют.
Поэтому сейчас конструктор ищет спонсора, который согласился бы помочь завершить образ уникального авто. Или же он просто готов продать машину в хорошие руки, которые сумеют завершить задумку мастера. Цена, за которую пенсионер готов расстаться с «Валентиной», —
$50 тыс. Говорит, что подобные автомобили могут стоить гораздо дороже — в десятки раз.
— Правда, пока что предлагали мне за «Валю» только 10 тысяч, — говорит Николай. — Но за такие деньги я ее не продам. Я в нее столько сил и времени вложил. Уж лучше на металлолом пущу.
И хотя «Валентина» еще не до конца готова, мастер уже вынашивает идею нового автомобиля, за который возьмется, как только завершит свою третью автолюбовь.