Пока украинские автомобилисты обсуждают введение специальных пошлин на пассажирские иномарки, теневые импортеры радостно потирают руки. Ведь любителей ездить на заграничных автомобилях в Украине не убавится, а вот пошлина в размере дополнительных 6–12% от стоимости авто вынудит всех желающих купить подержанный автомобиль и обратиться к теневикам. «Взгляд» узнал, как бизнесмены обходят законодательные нормы.
«Золотые»
машины для Украины
Как рассказал глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, за границей автомобили в несколько раз дешевле, чем в Украине: вполне приличную подержанную машину можно купить за 1–2 тыс. евро. Но если ввезти ее в Украину, растаможить и заплатить все налоги, то стоимость автомобиля увеличится в два, а в некоторых случаях — в пять раз.
— Судите сами. Ввозная пошлина — 10% от таможенной стоимости автомобиля, НДС — 20%, акцизный налог будет зависеть от возраста авто, объема или мощности мотора. Да еще с апреля правительство вводит дополнительную пошлину — от 6,46% до 12,95%. И все это бьет по карману рядового потребителя, — сокрушается Олег Назаренко.
Легально, но дорого
Впрочем, голь на выдумки хитра. В интернете уже масса предложений пригнать любую машину из Прибалтики, Польши или Германии и обойти дорогую растаможку.
«Взгляд» пообщался с человеком, который уже 10 лет занимается этим бизнесом. Житель небольшого райцентра в Черкасской области Юрий говорит, что выгоднее всего перегонка машин оказывается в маленьких городах.
— Здесь все друг друга знают. Следовательно, и договариваться легче. Перегонять автомобили прибыльнее и безопаснее под «крышей» кого-то из чиновников, — рассказывает Юрий.
Авто бизнесмен ввозит в основном из Прибалтики. Там у него родственники, которые подыскивают по объявлениям подержанные машины, а Юрий приводит их в порядок и выставляет на продажу через интернет и на авторынках.
— Если ввозить автомобиль легально, придется как минимум добавить 100% его стоимости, — говорит Юрий. — Если выставлять его на продажу после всех пошлин — цена будет в разы выше, чем у нелегальных поставщиков.
Гуманитарная автопомощь
У перегонщиков много схем, которые помогают ввезти авто в Украину.
— Самый простой способ — работать под прикрытием местного собеса, — делится опытом Юрий. — Обычно там выстраивается очередь из инвалидов на получение автомобиля. Ведь для них из-за границы можно ввезти автомобиль как гуманитарную помощь. Схема проста: в Европе подыскивается «донор», который отправляет автомобиль для инвалида на адрес местного управления труда и социальной защиты. Растаможки при этом никакой, по всем бумагам машина принадлежит инвалиду, хотя он сам может и не знать о том, что уже ее получил. Главное, чтобы по документам собеса все было нормально. Идеально, если в семье, которая хочет купить автомобиль, есть дедушка-инвалид.
Еще один популярный способ ввезти для себя авто — просто пригнать его на территорию Украины, оформить временный въезд и сделать так, чтобы на таможне никто не поинтересовался, выехала ли машина обратно из Украины.
— Еще одна схема — взять справку у пожарных, что автомобиль на территории Украины сгорел, — продолжает Юрий. — Или же сильно пострадал в ДТП и не подлежит ремонту — это заключение должны выдать в ГАИ. Далее в Украине покупается автомобиль той же марки после аварии, который и продают на запчасти. Главное — документы на машину.
В той же ГАИ на абсолютно законных основаниях можно получить справку о том, что автомобиль технически переделан: например, установлен новый кузов. В заявлении при этом указывается новый номер. Так свежепригнанный автомобиль совершенно легально начинает жить собственной жизнью по документам старого.
Если совсем явно нарушать закон не хочется, можно ввезти автомобиль по частям и зарегистрировать их как комплектующие. Таможенный сбор, конечно, придется уплатить — но как за обычные запчасти, а не за целую машину.
Искушение налогами
Олег Назаренко подсчитал, что сегодня в Украине существует 14 способов ввезти автомобиль либо совсем без таможенных пошлин, либо с минимальными выплатами.
— Самая популярная схема — это, конечно, Стамбульская конвенция (соглашение, которое разрешает временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая владельца от уплаты налогов и пошлин. — «Взгляд»). По моим данным, около 250 тысяч автомобилей таким образом ввезли в Украину за последние пару лет, — говорит Назаренко. — Человека трудоустраивают в иностранную фирму и отправляют в командировку в Украину на якобы служебном автомобиле. На таможне так и обозначают: сотрудник въезжает на автомобиле с иностранной регистрацией с коммерческими целями.
Фокус в том, что доказать обратное очень трудно, разве что отправить в иностранную фирму запрос, работает ли там этот человек — а он там как раз трудоустроен. А вот если с подобным вопросом обратиться уже в государственные органы: например, запросить, платит ли человек налоги как сотрудник той же фирмы — то здесь уже действует закон «О защите персональных данных».
— Чем больше налог, тем больше искушение не платить его, — говорит Олег Назаренко. — Сейчас в Германии за тысячу евро можно купить трехлетний БМВ. А вот чтобы привезти автомобиль в Украину, придется выложить еще 8 тысяч евро. Разве это справедливо? Людям не жалко заплатить государству те 10% или 20% налога, но сейчас государство требует уж слишком много.