Жители села Нижний Быстрый в Закарпатье переправляются через реку по воздуху. Вместо мостов используют натянутые тросы с подвешенными качелями и корытом. Так уже полстолетия решается проблема сообщения с другим берегом.
Это село – одно из самых длинных в области. По обе стороны реки Рика оно растянулось на 7 км. В селе два пешеходных деревянных моста, которые затапливаются при малейшем паводке. Расстояние между ними – около 2 км. Чтобы добраться со своего берега в центр села по ту сторону реки, местный житель Михаил Росоха 40 лет назад соорудил воздушную переправу.
«Нужно было в магазин на ту сторону или в церковь, а вброд реку не перейти. Вода хоть и неглубокая, но там камни и течение, – рассказывает Кристина Росоха. – Вот мой покойный муж тогда и вкопал на одном берегу металлический столб и залил его основание цементом. А на другом берегу укрепил дуб. Между ними натянул металлический трос, а на него прицепил корыто, как качели. Так с тех пор и стали ездить в центр».
Женщина говорит, что до магазина на той стороне реки ей идти километр, до пешеходного моста от дома – еще два. А переправа в корыте – всего 5 минут. Так она и «катается» на тот берег по делам несколько раз в день.
«Сажусь верхом на корыто – и еду по наклонной. А обратно – на трос забрасываю резиновый пас от трактора. Двумя руками держусь за концы резины и подтягиваюсь в корыте. Когда пролетаю над рекой, до воды метров 10. Выпасть не боюсь, потому что корыто держится на четырех тросах, а я между ними. Можно переправляться и вдвоем, но мне тяжело уже, в 75 лет, тянуть большой вес. Трудно и зимой, когда трос обмерзает».
В воздушном корыте катались и животные – Росоха не раз так переправляла телят на продажу. Бывало, и сено перевозила – крепила его под сиденьем. В последние несколько лет «адреналиновой переправой» заинтересовались туристы. Некоторые специально приезжают в Нижний Быстрый, чтобы полетать над рекой. Мария Станко, которая принимает «зеленых» туристов в своей усадьбе, специально водит их к пани Кристине.
«Желающие есть весь год – и зимой, и ранней весной, – говорит Росоха. – Деньги с них не беру, только подарки – конфеты, например».
Другую переправу Михаил Росоха создал в 400 м вниз по реке. Вместо корыта там доска, поэтому похоже на веревочные качели.. Чтобы перебраться через реку, не нужно подтягиваться по тросу. Он намотан на барабан, которым управляет человек на берегу. Однако на «каретке» кататься страшнее – ведь с качелей, не удержав равновесие, можно свалиться. Была еще одна воздушная переправа, но сейчас ее закрыли. Пять лет назад был несчастный случай – трое мужчин решили переправиться вместе, но «каретка» не выдержала и поломалась. Двое получили травмы, а третий погиб.