05:20

пятница,
19 апреля

Новости Країна Суспільство

Почему вузы Украины не котируются на Западе

12.09.2013 / 07:47
Почему вузы Украины не котируются на Западе
«Взгляд» узнал, почему наши университеты ниже всех в рейтингах

Британская международная компания Quacquarelli Symonds (QS) представила ежегодный рейтинг лучших вузов мира World University Rankings. Из украинских лучший результат продемонстрировал Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, заняв позицию в топ-1 000 «лучших из лучших».

Радоваться рано: самый продвинутый университет страны 441-й в списке. Три других наших вуза, попавшие в рейтинг, еще ниже.

«Взгляд» разобрался в причине, по которой иностранцы недооценивают украинское образование.

Дело в критериях

Университет им. Т. Шевченко даже улучшил результаты – на сто позиций. «Подтянулся» и киевский «Политех» (с 650 на 601 место). Харьковский и Донецкий госуниверситеты и вовсе замыкают рейтинг. Для сравнения: соседняя Россия, «ковавшая» вместе с нами высшую советскую школу, протолкнула 18 своих вузов, лучший из которых – МГУ им. Ломоносова – входит в топ-200.

Неужели славянские университеты так безнадежно отстали от науки? «Взгляд» изучил методологию составления рейтинга. Он базируется на четырех принципах: «исследование», «обучение», «трудоустройство», «интернационализация».

Есть также критерии отбора лучших. Это репутация в академической среде, цитируемость публикаций, соотношение количества преподавателей к студентам, отношение работодателей к выпускникам. Считают и иностранных профессоров и студентов.

«Как раз критерии имеют большое значение: наша система образования серьезно отличается от западной, – пояснил „Взгляду“ профессор НАН Украины Александр Лысенко. – Дело не в том, что мы хуже, просто у нас все по-другому устроено. К примеру, на Западе есть плотная связь науки и обучения: у них прямо при вузах существуют научно-исследовательские центры. У нас же наука оторвана от учебного процесса».

То есть формально украинские вузы действительно проигрывают. Не на руку играет и наличие научных публикаций: у нас их меньше просто потому, что публикуют, в основном, статьи специалистов академических институтов.

Нет времени на науку

Но это вовсе не означает, что не нужно переделывать систему образования. Ведь важны не только академические знания, получаемые в аудиториях, но и практические результаты.

Также стоит обратить внимание на улучшение материально-технической базы, увеличение количества исследовательских лабораторий. Без наличия, например, установок для определения вязкости воздуха и спектра атома водорода не может работать ни одна физическая лаборатория, но студенты 50% наших вузов видели такое оборудование лишь в интернете. И еще один момент – нагрузка на преподавателя.

«У наших она крайне велика. В США, к примеру, профессор должен читать одну лекцию в месяц, а остальное время уделать повышению квалификации, научной деятельности. У нас же он читает 400–800 лекций в месяц. На науку времени, понятно, нет», – сказал «Взгляду» еще один профессор НАН.

Хотя положительных моментов в нашем образовании – предостаточно. Студенты получают образное, системное мышление, умение строить выводы логически.

Экс-министр: «Экономистов учат на модели СССР»

Владимир Лановой, бывший министр экономики:

– На качество влияет и низкая зарплата профессоров. Способная молодежь уходит в бизнес в своих отраслях, остаются пожилые люди. А они — носители консервативных и догматических знаний, не имеют экспериментальной базы. Читают лекции по шаблонам. Это выхолащивает суть преподавания. Курсы формальны, не имеют полемичности. Да что там, экономистов до сих пор учат по советской модели!

Лучшие из лучших

1. Массачусетский технологический институт

2. Гарвардский университет

3. Кембридж

4. Университетский колледж Лондона

5. Имперский колледж

...

441. Университет им. Шевченко

601. Киевский Политех

701. Донецкий национальный университет

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
18 апреля
17 апреля