Церковь признает, что в мире существует много поддельных реликвий, однако для Украины проблема фальсификаций святынь никогда не была актуальной.
Об этом рассказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний, сообщает Центр информации УПЦ со ссылкой на программу «Церковь и общество» на телеканале «Глас».
Владыка Антоний поясняет, что явление массовых фальсификаций христианских святынь возникло в Средние века и связано с «модой на реликвии», которая существовала во времена Крестовых походов.
«Крестовые походы - это период особого общения между Западной Европой и Востоком. Но именно в этот период появляется «мода на реликвии». Дело в том, что рыцари, которые воевали на Востоке, как верующие люди почувствовали потребность в особых святынях. И поэтому они задумывались о приобретении собственных святынь, связанных с Животворящим Крестом Господним, мощами святых и другими реликвиями. И некоторые люди занимались подделками для того, чтобы обогатиться», - рассказал он.
Из-за «моды на реликвии» каждый храм Западной Европы старался привлечь верующих собственными святынями, за которые готов был заплатить, чем и пользовались мошенники, торговавшие подделками, отмечает владыка Антоний.
«В то время не было возможностей для того, чтобы подтвердить подлинность реликвий, а европейцы с открытым сердцем желали получить святыни. К тому времени все кафедральные соборы, монастыри, даже маленькие приходы надеялись получить или купить святыни для своего храма», - рассказал он.
Особые же ценители реликвий в Средние века собирали многотысячные коллекции из христианских святынь, не задумываясь об их подлинности.
«В небольшом немецком городке Виттенберг местный князь собирал реликвии. И по каталогу 1520 года в храме Всех Святых насчитывалось 19 тысяч святынь. Конечно, среди них не все были достоверны, были и те, которые можно прямо назвать фальшивыми. Но в то время ни у кого не появлялось мысли отрицать достоверность тех или иных реликвий», - поясняет владыка.
По словам митрополита, ситуация изменилась в более позднюю эпоху, когда реликвии начали исследовать научными методами, подтверждая или отрицая подлинность той или иной святыни.
«Есть святыни, которые уже на протяжении десятилетий проходят эти исследования. Это касается и Туринской Плащаницы, и главы Иоанна Предтечи, которая находится во Франции. Достаточно серьезные исследования проводились относительно хитона Спасителя, который находится в одном из храмов пригорода Парижа. В отношении этих святынь сегодня много исследований и публикаций. При этом есть как сторонники признания их подлинными, так и те, кто их не признает», - рассказал митрополит Антоний.
Владыка отмечает, что вопрос признания подлинности христианских святынь – довольно сложный, и простому верующему трудно разобраться во всех научных исследованиях, однако существует несколько факторов, по которым можно формировать свое отношение к тем или иным реликвиям.
«Очень важно исследовать, было ли почитание святыни в древности. Особенно это касается святынь, связанных с первыми веками христианства. Важно найти письменные или устные предания о почитании этих святынь. Если мы их находим - это важный фактор, чтобы говорить об их достоверности. Кроме того, важно исследовать сам путь, по которому эта святыня попала в Европу», - поясняет митрополит.
В качестве примера определения подлинности святыни владыка привел историю Покрова Пресвятой Богородицы, который сегодня находится во французском городке Шартре. Согласно сохранившимся преданиям, этот Покров в первые века находился в Константинополе, где особо почитался верующими. А в ІХ веке императрица Ирина подарила этот Плат Карлу Великому в качестве своего приданного.
«На этом примере мы можем подтвердить и первый фактор, и второй, то есть - историю почитания Покрова Божьей Матери, и сам исторический путь его от Константинополя во Францию. Впрочем, по большинству других реликвий практически невозможно исследовать ни историю, ни перемещение этих святынь в Европу. Рыцари открыто на этом наживались: привозили и подлинные святыни, но, чтобы пополнить свои карманы, иногда, к сожалению, и откровенно фальшивые реликвии», - рассказал митрополит.
При этом он отмечает, что, в отличие от Западной Европы, для Церкви на территории наших земель проблема массовых фальсификаций святынь никогда не была актуальной.
«Что касается Украины, в то время в наши земли реликвии не попадали в таком количестве, поэтому для нашей Церкви никогда не был актуальным вопрос исследования тех или иных святынь в монастырях и храмах», - отметил митрополит Антоний.