Семь лет Ольга с супругом и шестилетней дочерью арендовали жилье в родном Харцызске. На второго ребенка решились только тогда, когда обзавелись собственным жильем. Правда, пожить в нем не пришлось — все планы разрушила война. И вот опять приходится снимать квартиру и заставлять себя не вспоминать прошлое…
Всего три недели от роду было маленькому Мише, когда в Харцызске Донецкой области начались боевые действия. В этот один из самых страшных дней того горячего июля 2014-го, Ольга с супругом не сговариваясь приняли единственно верное решение уехать, спасая детей. Родной город сотрясала артиллерийская канонада, прибежавший с работы супруг, лихорадочно помогал собирать детей.
«Схватили первое, что под руку попалось, и уехали. Осталось все, что у нас было: квартира, мебель, вещи, игрушки. Самое обидное, что только-только перед войной купили свою квартиру, так и не пожили в ней» — с дрожью в голосе вспоминает тот день Ольга.
Спасаясь от обстрелов, семья приехала в Днепропетровскую область. Остановились в пригороде Днепра, городке Першотравенск. Приютили родственники знакомых. Фактически чужие люди предоставили жилье и распахнули свои сердца переселенцам. Выживать было очень сложно. Супруг Ольги лихорадочно искал работу и, что неудивительно для маленького города, не нашел. К тому же в то время государство приостановило все социальные выплаты и отчисления, поэтому Ольга также ничего не получала.
Уехали в Одессу, к Олиной тетке. Несмотря на сложные жилищные условия — три семьи в однокомнатной квартире — жили дружно. И все же через полгода были вынуждены уехать опять.
«В Одессе сработал именно «человеческий фактор»— не приняли нас там люди. Викочка пошла в школу. Началась своего рода травля. Девочка у нас спокойная, скромная, добрая. В принципе, уехали именно по причине проблем в школе. Это стало отправной точкой. Да, и три семьи в одной комнате — очень сложно. Нас четверо, в том числе грудной ребенок, который все время плачет. Муж смог найти только низкооплачиваемую работу — книги продавал. Серьезной работы не нашел, никто не хотел брать переселенца. Хотя у него высшее образование, хорошая трудовая», — вспоминает переселенка жизнь в Одессе.
Трудовые у супруга, да и у самой Ольги, хорошие. Оба работали на одном из крупнейших в Украине заводе «Силур». Собственно, этот канатный завод, наряду с местным трубным, для Харцызска и являлись градообразующими. До начала боевых действий «Силур» давал работу пяти тысячам горожан и экспортировал свою продукцию в 30 стран мира.
Сейчас сыну Мише два с половиной года, а дочери Вике девять лет. Бахмут семью принял хорошо. Школа, детский сад, куда Миша не так давно стал ходить, все пришлось по душе.
Единственное, чего не могут понять и принять переселенцы — это отношения чиновников. Ольга — инвалид. При падении с большой высоты получила серьезную травму позвоночника, пережила несколько операций. И одно из общений с сотрудниками собеса обернулось для женщины пребыванием на больничной койке.
Переселенка рассказывает:
«Когда приехали в Бахмут и стали переоформлять документе в собесе, как положено, столкнулись с открытой агрессией и неприкрытым хамством. Мне говорили: «Чего ТЫ вообще сюда приперлась?». Каким-то чудом среди друзей в соцсетях нашла девушку-переселенку, товарища по несчастью, которая работает в соцслужбе. Она нашла мое дело, которое почему-то в бухгалтерии оказалось. Говорит, что просто валялось, чуть ли не в бумагах для архива. Из-за такой халатности первые шесть месяцев после переезда я вообще не получала никаких отчислений. Сейчас опять переооформление — два месяца уже ничего не получаю. Ждем. Сколько еще ждать, не знаю. Самое сложное — собес. Хотя я все документы принесла, справки со школы, все. Сейчас стараюсь не нервничать. Прошлое мое общение с чиновниками закончилось больницей. Вообще, это издевательство. Мы приехали жить. Вернулись в родной регион и такое хамство. Как это я приперлась? Я приехала жить сюда, работать».
Без работы Ольга не представляет своей жизни. Поэтому и упросила врачей перевести на третью, «рабочую» группу инвалидности. В июне, когда Мише исполнится три года, планирует искать работу.
В Медиа-инициативу Ольга обратилась с просьбой о помощи в виде обуви и одежды для детей.
Девятилетней Вике нужны рюкзак (старый совсем износился), теплая куртка и обувь — девочке совсем не в чем ходить в школу. Трехлетний Мишка пока что носит комбинезон, доставшийся ему по наследству от старшей сестры, но эта вещь уже отжила свое. Мальчику также нужна обувь. Дети также нуждаются в колготках, водолазках или свитерах, пижаме.