Импортные товары фактически подорожали в гривневом эквиваленте настолько, насколько повысился доллар по отношению к гривне. То есть на 87 %, если учитывать курс продажи американской валюты на наличном рынке на конец ноября. Соответственно подорожали и привозные сырье и составляющие для украинских производителей, что отразилось на конечной себестоимости украинской продукции. Однако при этом потребительские цены в Украине выросли в последний месяц осени «всего» на 21,8 %. Это означает, что бизнес сдерживает рост цен за счет своей маржи.
Сохранить продажи
Первыми перекладывать на плечи покупателей обесценивание нацвалюты начали производители топлива, транспортных средств, фармацевтической продукции и фруктов. Топливо подорожало на 56 % в ноябре по сравнению с тем же месяцем 2013 г., транспортные средства — также на 56 %, фармпродукция — на 40 %, фрукты — на 49 %. Постепенно, хотя и менее интенсивно, отражали в ценах курсовую разницу и производители продуктов питания, менее зависящие от импорта. Например, рыба и продукты из нее подорожали уже на 30 %, мясо и мясопродукты — на 25 %. Сейчас взялись пересматривать цены остальные производители. К примеру, еще в августе одежда и обувь была дешевле, чем годом ранее, но уже в ноябре их стоимость поднялась в среднем на 13 %.
Примечательно, что даже товары, которые имеют исключительно заграничное происхождение, не подорожали в полной мере параллельно с изменением курса гривни. К примеру, бытовая техника прибавила в цене лишь 23 %. И импортеры, и отечественные производители, работающие с привозными составляющими, растягивают или откладывают повышение цен, опасаясь ударить по спросу населения и стремясь сохранить позиции на внутреннем рынке, отмечает руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. Украинцы, покупательная способность которых из‑за инфляции падает, и так оказались чувствительными к росту цен. По оценкам компании GfK Ukraine, в октябре индекс девальвационных ожиданий достиг 153,4 пункта, а индекс инфляционных ожиданий — 190,4 пункта по шкале от нуля до 200, в которой показатель в диапазоне 100‑200 пунктов отражает обострение опасений. Годом ранее эти показатели составляли 119,8 и 183,7 пунктов соответственно. А индекс целесообразности делать крупные покупки упал за год с 88,9 до 60,7 пунктов. Как следствие потребительские аппетиты населения снизились. За десять месяцев оборот розничной торговли упал на 6,8 %, в том числе розничные продажи предприятий сократились на 7,9 %.
Дорога длинная
В октябре консенсус-прогноз «Капитала», отражающий ожидания ведущих международных организаций, украинских исследовательских центров и инвесткомпаний, обещал Украине рост потребительских цен в декабре на уровне 19,5 % по сравнению с последним месяцем 2013 г. Однако вскоре выяснилось, что участники опроса были слишком оптимистичны. Уже в октябре цены подскочили на 19 % по сравнению с декабрем, а в ноябре их рост ускорился до 21,2 %. Это означает, что к новому году потребительская инфляция достигнет 22‑23 %, считает исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. Но на этом подорожание не прекратится. В первой половине года, говорит Боярчук, сохранится некоторая инерция роста цен и инфляция будет увеличиваться на 1‑2 процентных пункта в месяц вместо 2‑3 пунктов, как это было осенью. Кроме того, новый виток девальвации может привести к новому всплеску цен.
В более отдаленной перспективе, когда курс стабилизируется, рост цен будут поддерживать попытки производителей восстановить уровень рентабельности, который был у них до девальвации. «При резкой девальвации импортеры не могут себе позволить полностью переложить курсовые потери на потребителей быстрее чем за год, поэтому они сдерживают повышение цен за счет сокращения собственной маржи», — отмечает Ваврищук. От шести до девяти месяцев понадобится и украинским производителям, пользующимся импортным сырьем, чтобы вернуться к тому уровню маржи, который был у них до девальвации.