Как пишет издание «Капитал», правительство инициировало изменения в формировании состава аукционного комитета, регламентирующего продажу нефти и нефтепродуктов государственных компаний — «Укрнафти» (государству принадлежит 50 % + 1 акция, 42 % и менеджмент контролируют структуры Коломойского) и «Укргазвидобування» (100 % в госсобственности). Согласно проекту постановления, текстом которого располагает «Капитал», в состав комитета, помимо представителей Министерства энергетики и угольной промышленности, Министерства экономического развития и «Нафтогазу», предлагается включить сотрудников «Укрнафти», «Укргазвидобування» и Государственной фискальной службы (ГФС).
Это позволит структурам Коломойского контролировать организацию торгов и продавать нефть «Укртатнафті» по минимально возможным ценам.
Полный контроль
Аукционный комитет — орган, наблюдающий за правильностью организации торгов. Он назначает дату их проведения, определяет стартовую стоимость продукции и подписывает протокол аукциона.
Именно комитет оценивает, достаточно ли стабильная ценовая ситуация, чтобы начислять надбавку. Согласно постановлению Кабмина № 570, надбавка за качество украинской нефти составляет $ 17 на тонну. Она применяется только при «стабильной ценовой ситуации». Но по словам исполнительного директора НАК «Нафтогаз України» Андрея Пасишника, аукционный комитет никогда ее начислял. «200 тыс. т нефти, продаваемые «Укрнафтою» ежемесячно, — это дополнительные $ 3,5 млн», — подсчитывает он. Основной покупатель украинской нефти — «Укртатнафта» (43 % принадлежит госкомпании «Нафтогаз України», а 57 % контролируют структуры Коломойского). Эта компания владеет единственным работающим в стране нефтеперерабатывающим заводом — Кременчугским НПЗ.
Саботаж
Напомним, 17 ноября Минэнергоугля утвердило новый состав, в котором, вместо уполномоченного НАК Петра Столяра, был сотрудник «Укрнафти» Андрей Кущ. Исполнительный директор «Укрнафти» Владимир Пустоваров считает, что присутствие Куща в комитете дает компании только мониторинг решений и проверку правильности проведения заседаний. «Представитель компании — это же не руководство аукционного комитета, он никак не может повлиять на те или иные решения», — уверяет он.
8 ноября «Нафтогаз України» обратился к Минэнергоугля с просьбой пересмотреть состав аукционного комитета и обещал саботировать заседания органа до устранения ошибок.
Но Пасишник придерживается иного мнения. В состав комитета входит десять человек, для кворума необходимо хотя бы семеро. По его словам, три представителя Минэкономразвития — лояльные люди «Укрнафти», поэтому Андрей Кущ — последний необходимый человек для получения контроля структурами Коломойского над аукционным комитетом.
18 ноября «Нафтогаз» обратился к Минэнергоугля с просьбой пересмотреть состав аукционного комитета и обещал саботировать заседания органа до устранения ошибок.
Продолжение следует
У аукционного комитета есть кворум и без представителей НАК. Однако наличие Куща противоречит действующему постановлению Кабмина № 570, которое предписывает, что в органе должны быть только представители министерств и «Нафтогазу». Поэтому любое его решение можно оспорить в судебном порядке. Принятие нового постановления правительства позволит легализовать присутствие представителей государственных компаний в комитете.
Пасишник говорит, что сейчас основная задача «Нафтогазу України» — не допустить подписание этого проекта постановления премьер-министром Арсением Яценюком. Если же проект будет подписан, НАК будет добиваться отмены решения новым министром энергетики и угольной промышленности.