Такое мнение высказал экс-министр экономики, народный депутат Украины (ВО «Батькивщина») Сергей Терехин.
В частности, Терехин напомнил, что Кабмин давно настаивает на принятии госбюджета на 2015 год после внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство. «Планируются изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Стоит вспомнить об инициативе Яценюка радикально повысить налоги. Но этот вопрос даже не был внесен в повестку для парламента, возвращен правительству», - отметил он.
«Если вы сегодня внимательно проанализируете отличия двух проектов коалиционного соглашения – Петра Порошенко и Арсения Яценюка, – то увидите разные подходы к правилам формирования доходов бюджета 2015 года и цели расходования их. Яценюк настаивает на том варианте, который был провален в сентябре. И я бы посоветовал господину Яценюку быть достаточно осторожным. Ведь некоторые новации, предложенные им, могут привести к новому налоговому Майдану», - акцентировал экс-министр экономики.
Более того, по словам Терехина, правительство не поднимает вопрос децентрализации власти в вопросе формирования бюджета. «Власть там, где и деньги. Вместо реальной децентрализации бюджетных ресурсов формально есть дальнейшая централизация. Допустим, в местные бюджеты включают такую «фишку», как налог на квартиры, притом на все. Это вызовет невероятное возмущение людей, поскольку у нас коммунальные платежи очень выросли. Если минимальная стоимость тепла составит по регионам 9,5-13 гривен за квадратный метр общей площади, то представьте, как воспримут люди введение достаточно сильного налогообложения квартир, предложенного как источник доходов местных бюджетов», - разъяснил он.
Парламентарий добавил, что такого рода налог на недвижимость есть в странах, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития. «То есть в наиболее развитых странах. Но там прописан минимум жилплощади, не подпадающий под налогообложение. У нас же такого нет», - акцентировал нардеп.
«Кроме того, на местном уровне предлагается вводить акцизы на розничную продажу электроэнергии, табака, алкоголя и так далее. Это невозможно администрировать и собрать невозможно. Представьте себе: каждый ларек нужно охватить неким налоговым инспектором. А как это сделать? К тому же это противоречит как минимум трем директивам Евросоюза. А я напомню, что в Соглашении об Ассоциации с ЕС мы договорились в течение трех лет после подписания привести все свои внутренние налоговые правила к требованиям директив. А предложенные акцизы – это странные оборотные налоги на местном уровне», - добавил Терехин.
По словам Терехина, в предложениях Камбина есть еще немало неуместных инициатив. «Предлагается резко увеличить налогообложение процентов по депозитам. Но при этом оставить на минимальном уровне налоги на доходы от вложенного капитала, так называемые дивиденды… Обратите внимание, человек, чтобы получить зарплату, должен уплатить 15-17% налога, плюс до 42% - начислений на зарплату. Это фактически недоплаченная зарплата. Но если вы жирный олигарх и получаете дивиденды, доход от капитала, то должны платить только 5% без каких-либо социальных отчислений», - обратил внимание Терехин.
«В проекте коалиционного соглашения имени Яценюка содержатся обязательства новой коалиции принять те проекты, о которых мы говорили, притом без каких-либо изменений. Как все будет проходить в парламенте, в котором действительно много новых людей? Сложно сказать, учитывая тот факт, что в ВР восьмого созыва осталось достаточно мало бюджетников, экономистов. Что могу прогнозировать – принятие этого бюджета не будет осмысленным шагом с точки зрения политической экономики. Это будет плод договоренности неэкономического сорта, то есть о должностях, комитетах и прочем. Надеюсь, что гражданское общество возьмет этот вопрос на контроль», - подытожил Терехин.