Государственная авиационная служба предлагает разрешить им самостоятельно устанавливать нормы бесплатного провоза багажа, говорится в проекте приказа Министерства инфраструктуры, обнародованном на сайте Госавиаслужбы. Сейчас авиакомпании обязаны перевозить бесплатно не менее 15‑23 кг багажа пассажира.
Оставленная на выбор авиаперевозчика политика по багажу сделает более гибкими тарифную политику и приведет к снижению расценок, обосновывает инициативу председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк. По его мнению, эта норма позволит облегчить внедрение лоукостовых практик на украинском авиационном рынке. «Те из компаний, которые захотят оставить бесплатный багаж, будут вольны это сделать — точно так же, как и те, которые подходят к вопросу иначе [введут плату за багаж]. В этом мы полностью следуем европейской политике», — поясняет Антонюк. Он уточнил, что с багажом летают только 50‑60 % пассажиров.
Опрошенные «Капиталом» авиаперевозчики поддержали инициативу профильного ведомства.
«При переходе на платный багаж авиакомпания сможет более эффективно использовать самолеты», — говорит заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный. Если перевозчик видит, что у него право на провоз багажа купили, допустим, 50 % пассажиров, он может оставшийся объем грузового отсека продать под перевозку коммерческого груза, тем самым увеличив прибыль от рейса, приводит пример Катерный. «Нормы багажа зависят от многих факторов и нельзя всех привязывать к каким‑то стандартам. Каждый килограмм коммерческой загрузки утяжеляет самолет и соответственно увеличивает потребление топлива на перелете», — соглашается директор туристической компании «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий. В «Международных авиалиниях Украины», Wizz Air Ukraine на запрос «Капитала» не ответили.
В новой норме заинтересован в первую очередь лоукостер Wizz Air Ukraine, который вынужден подчиняться украинскому законодательству и перевозить бесплатно одно багажное место, считает член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко. «Его бизнес-модель как лоукостера не предусматривает предоставления такой услуги бесплатно», — говорит он. К примеру, сейчас Wizz Air Ukraine обязан одно место багажа провозить бесплатно, а «родственная» Wizz Air Hungary, которая не подпадают под эту норму, берет за багаж от € 15. Владимир Катерный рассказывает, что пока у большинства крупных европейских классических авиакомпаний: Air France, Lufthansa, British Airways, багаж перевозится бесплатно при весе до 20 кг. Но, он подчеркивает, что постепенно тенденция перехода на взимание платы за перевозку багажа усиливается, так как это необходимо для уменьшения расходов.
МАУ инициатива профильного ведомства невыгодна. Авикомпания сейчас летает недозагруженной, а взимание платы за провоз даже одного места багажа отпугнет многих клиентов, говорит Винюков-Прощенко. Он считает, что МАУ может ввести плату за багаж только на отдельных, максимально загруженных рейсах, например на направлении Украина — Израиль.
«Отмена бесплатной нормы провоза багажа несет больше имиджевых рисков, нежели отсутствие бесплатной еды», — говорит эксперт. Напомним, после резкого падения пассажиропотока, вызванного экономической и политической нестабильностью, авиакомпании стали активно оптимизировать свои расходы. Например, с 1 марта МАУ отменила бесплатное питание в эконом-классе рейсов протяженностью до двух часов.
Украинские авиакомпании вряд ли пойдут сейчас на взимание платы за перевозку первого багажа, считают опрошенные «Капиталом» эксперты. На этот шаг они смогут решиться после выхода из кризиса авиаотрасли и резкого роста пассажиропотока. По данным Госавиаслужбы, пассажиропоток за январь-сентябрь 2014 г. составил 8,5 млн человек, что на 27 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.