В этом документе Кабинет министров предлагает, чтобы в условиях ограничения поставок газа в страну ему было предоставлено право предпринимать чрезвычайные меры (на один или два месяца), которые не допустили бы нарушения функционирования рынка газа.
В такой ситуации Кабмин будет устанавливать особые условия купли-продажи природного газа; предъявлять к участникам рынка обязательные требования по транспортировке и поставке газа, ограничивать цены на рынке; вводить особые условия по экспорту и импорту газа; лимитировать или прекращать поставки газа потребителям.
Более того, правительство получит полномочия определять перечень компаний, которые обязаны продавать газ «Нафтогазу України», а газодобытчиков обяжут предпринимать меры по сохранению объемов добычи.
Действующие контракты по поставке и купле-продаже газа будут при введении чрезвычайных мер аннулированы, а в течение двух недель компании должны будут заключить новые в соответствии с требованиями Кабмина.
Уберечь или навредить
В Министерстве энергетики и угольной промышленности считают, что принятие законопроекта позволит удержать рынок в стабильном состоянии в случае форс-мажорных обстоятельств. Такие меры нужны в связи с тем, что страна располагает очень ограниченным объемом газа и этими ресурсами необходимо грамотно распорядиться, чтобы не усугубить положение газотранспортной системы страны, заявил «Капиталу» министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. По его словам, при необходимости важно в первую очередь обеспечить газом тех потребителей, которые осуществляют жизнедеятельность государства.
Отвечая на вопрос «Капитала», не окажет ли негативного влияния на рынок газа ручное регулирование, Продан сказал: «Это все делается для того, чтобы сохранить работу газотранспортной системы. Если она не будет функционировать, то участники рынка не смогут поставлять свой газ. Схожее положение (на случай чрезвычайных обстоятельств) сегодня действует на рынке электроэнергетики, но никто особо не притесняется».
И. о. президента всеукраинской общественной организации «Союз участников либерализации газового рынка» Олег Бакулин сообщил «Капиталу», что предложенный правительством законопроект противоречит третьему энергопакету (законодательство Евросоюза в сфере энергетики) и закону Украины о принципах функционирования рынка газа. «Эти документы предусматривают свободу торговли газом и равный для всех доступ к единой газотранспортной системе. Тогда как законопроект Кабмина направлен на создание монополии НАК «Нафтогаз України», то есть исключительно на то, чтобы он мог поправить свое финансовое положение», — считает Бакулин.
Развал системы
Участники рынка встревоженно отреагировали на инициативы правительства. Председатель правления компании «Криворожгаз» Иван Вакуленко рассказал изданию, что после принятия законопроекта следует готовиться к жесткому снижению объемов транспортировки газа. По его мнению, дальнейшее их падение объемов транспортировки газа и уменьшение выручки от его продажи угрожают финансовому положению компании. Если правительство хочет привлечь инвестиции в нефтегазовый сектор и пытается добиться, чтобы компании активно импортировали газ на украинский рынок, то права собственности должны быть незыблемыми, заявил «Капиталу» первый заместитель генерального директора компании Ostchem Олег Кикта. «Никто не будет поставлять газ на рынок, где кто‑то одним росчерком пера может взять и забрать то, что ему не принадлежит. Идеология подобных законопроектов — «отобрать и поделить». Это чистый популизм», — говорит Кикта.
По мнению Бакулина, частным газодобывающим компаниям этот закон угрожает принудительным изъятием газа в пользу «Нафтогазу». Поэтому им будет намного выгоднее остановить добычу, чтобы не продавать газ по дешевке. Председатель правления «Черновцыгаз» Виктор Горда сообщил «Капиталу»: «Финансовые последствия от принятия закона будут негативными: рынок газа переходит в ручное управление, и это лишает компании мотивации добывать газ, который у них потенциально могут отобрать. То же самое касается поставщиков и импортеров — очень рискованно приобретать газ в условиях, когда правительство может его экспроприировать».
Ничего хорошего не предвидится
С мнениями участников рынка соглашаются и юристы. Партнер юридической компании CMS Cameron McKenna Виталий Радченко считает, что получение таких полномочий предоставит Кабмину возможность навязывать свою цену на газ: «К сожалению, порядок определения цены в этом законопроекте не прописан. Однако в условиях дефицита бюджета вряд ли стоит надеяться на экономически обоснованную цену, тогда как сама оплата может быть отсрочена, поскольку законопроект наделяет Кабмин полномочиями устанавливать «особенные условия» договоров купли-продажи».
По словам юриста, законопроект послужит инструментом для злоупотреблений и перераспределения влияния на газовом рынке. «Это приведет к забиванию очередного гвоздя в крышку гроба газодобывающей отрасли в Украине», — считает он.
Также Горда отметил, что дефицит газа в Украине можно восполнить только путем создания максимально комфортных рыночных условий, тогда как Кабмин создает условия, при которых частные инвесторы будут бояться работать на монополизированном государством рынке. По мнению Олега Кикты, попытки административно регулировать рынок газа — с нарушением базовых конституционных прав — только снижают привлекательность поставок газа на территорию Украины.