Об этом говорится в сюжете телеканала «Бизнес».
Как известно, первое, чем отличилась новая руководительница НБУ Валерия Гонтарева — крутое гривневое пике. При Гонтаревой курс доллара на межбанке вырос с 12 до 15 гривен. Официальная девальвация составила 9%. Неофициальная — 20%. Банкиры считают, что гривну зря отпустили в «свободное плавание»: вместо того, чтобы плыть, нацвалюта утонула.
По словам бывшего заместителя председателя НБУ Сергея Яременко, должны существовать сдерживающие инструменты, которых у нас нет. Рыночный инструментарий пока в таком зачаточном состоянии, что влиять на курс не может.
Вслед за курсом из банков поплыли депозиты. Летом украинцы забрали из финучреждений почти 5 миллиардов гривен и около миллиарда долларов. В результате на грани банкротства оказались 11 банков, а система зашаталась.
Экономист Александр Охрименко отмечает: ломать легко, а вот восстанавливать непросто.
«Сейчас получилось как: мы зажали банковскую систему. Кредитование не работает, депозиты уходят. Если в таком состоянии банковская система проработает 2-3-4 месяца, чтобы потом восстановиться, понадобится 2-3 года. Вот в чем беда», — подчеркивает эксперт.
Растворились в бурном море кризиса и золотовалютные резервы Нацбанка: минус миллиард долларов. Как и раньше, НБУ обслуживает все прихоти правительства. Сейчас он выкупил более 80 миллиардов гривен облигаций внутреннего государственного займа.
В свою очередь экс- заместитель председателя НБУ Александр Савченко говорит: «Эмиссия происходит не из-за покупки валюты, а из-за рефинансирования банков и рефинансирования правительства. Все проблемы правительства, „Нафтогаза“ решаются сейчас за счет печатного станка. То есть, не контролируем ни инфляцию, ни курс, ни эмиссию».
Девальвацию гривны в Нацбанке пытаются остановить административными методами. Сейчас украинцы могут обменять в одном банке не более трех тысяч гривен. Торговать долларом на межбанке регулятор обязал только по 12,95. Такой же курс закрепили и на рынке.
12,95-13 гривен за доллар — такой официальный курс. Но купить валюту по такому курсу сложно. Приобрести доллары можно на черном рынке не менее, чем по 15 гривен.
«Валютные качели привели к тому, что правительству непросто рассчитаться с внешними долгами. Украина занимала в валюте по одному курсу, а отдавать придется по другому», — говорит бывший глава Нацбанка Сергей Арбузов. Он советует нынешнему руководству НБУ выключить печатный станок и перестать рефинансировать приближенные к чиновникам коммерческие банки.
«Девальвация прошла практически дважды. В моей практике такого не было. Думаю, что будут огромные последствия. Это отразится и на цене товаров первой необходимости, и на сбережениях каждого украинца. Ситуацию нужно брать под контроль. Если ее сейчас этого не сделать, последствия будут просто катастрофические», — подчеркнул Арбузов.
По мнению экспертов, Валерия Гонтарева пытается работать в госбанке такими же методами, как и в коммерческом. Именно поэтому она и потерпела фиаско. Руководительнице советуют решать проблемы экономики не за счет гривны, а теснее сотрудничать с правительством.