Как сообщает издание «Вести», в Украине стремительно падают продажи иномарок.
В Ассоциации «Укравтопром» говорят, что за январь-июнь этого года в нашу страну было импортировано лишь 34,5 тыс. легковых автомобилей — это в 2,2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2,7 раза меньше в денежном выражении).
Статистики за август пока нет, но падение продаж уже всем очевидно. «Тенденция отрицательная, продажи будут ниже июльского уровня — продолжается падение рынка», — заверил директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий.
По мнению главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, это вполне логично: импортеры подстраиваются под спрос. «Они завозят столько, сколько готов приобрести украинский потребитель (склады впрок сейчас никто не затаривает), а он сегодня не готов к покупкам», — говорит он. Утешением, хотя и слабым, стал рост продаж автомобилей, собранных в Украине (это не позволило полностью перекрыть спад). «Наравне с падением импорта отечественный автопром нарастил производство на 23%. Это значит, что часть покупателей переходит на отечественные авто», — сказал Назаренко.
Япония вытесняет Россию
Изменились лидеры-импортеры на авторынке. Если в 2013 г. на первом месте по объемам импорта была Россия, на втором — Германия, а на третьем Китай, то в первом полугодии этого года в лидеры вышла Япония, чьи производители поставили в нашу страну 5793 легковых автомобилей, на втором осталась Германия (3370 машин), а Россия сползла на третье место (2749 авто).
Эксперты уверяют, что динамика никак не связана с идеологией или патриотическими настроениями украинцев. «Дестабилизация экономики в первую очередь сказывается на продажах авто низкого ценового сегмента. Во-первых, их покупают люди не с самым высоким достатком, которые первыми страдают от экономических перипетий. А во вторых данная категория потребителей очень зависима от финансистов, поскольку чаще всего покупает машины в кредит. Как только банки стали сворачивать автокредитование, продажи машин просели», — объяснил ситуацию директор департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников.
Полгода на выживание
Из-за падения продаж украинские автодилеры уже полгода работают в убыток, — заверяют в ВААИД. И, по оценке Ассоциации, смогут жить «в минус» около шести месяцев, но не более: ресурсов для работы практически «вхолостую» в этом бизнесе хватает ориентировочно на год. «Этот бизнес изначально требует приличных финансовых вложений. Например, получить дилерство стоит больших усилий и средств. Поэтому пока что салоны держатся за счет накопленного ранее «подкожного жира», — объясняет Олег Назаренко. Но если ситуация не улучшится, с нового года они начнут закрываться.
Хотя аналитики все же надеются, что до этого не дойдет, поскольку подъем рынка может начаться как только стабилизируется экономическая и политическая ситуация в стране. «Сыграет отложенный спрос. Сегодня многие откладывают покупку, имея на руках деньги. И дело не только в высоком курсе доллара (к нему привязана стоимость иномарок) — большинство покупателей держат сбережения в валюте — а в общей неопределенности. Когда закончится АТО и более-менее стабилизируется ситуация в стране, рынок воспрянет», — считает Назаренко.