Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики, сведенные без учета Крыма и Севастополя. Это рекордное падение за последние десять лет. Реализация дизельного топлива снизилась за месяц на 14,4% — до 151,9 тысяч тонн.
Как пишет издание «Капитал», анализ статистики за семь месяцев показывает, что прошлогодняя тенденция сохранения спроса на дизель продолжилась. За январь-июль было продано в рознице 1,5 млн тонн бензинов, что на 11% меньше соответствующего показателя 2013 г. Реализация дизеля просела только на 0,3% — до 1,05 млн тонн.
Ушли в тень
Дорогое топливо при низкой платежеспособности населения — основная причина снижения продаж, объясняет генеральный директор «Консалтинговой компании А-95» Сергей Куюн. «С начала года средняя стоимость бензина увеличилась с 11 грн до 16,2 грн», — уточняет он.
Свою роль сыграло сокращение потребления на востоке в связи с проведением антитеррористической операции. По словам аналитика компании UPECO Сергей Сиренко, во время активных боевых действий из 850 автозаправок в Донецкой и Луганской областях не работала большая половина. Например, из‑за активных боевых действий компания «Параллель» (сеть, подконтрольная Ринату Ахметову) вынуждена приостановить работу части АЗК в городах Донецкой и Луганской областей. «По состоянию на 22 августа из 117 автозаправок не работают 54, из них 45 находятся в зоне АТО. Это привело к тому, что за семь месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на бензин упал на 28 %, на дизельное топливо — на 7 %», — говорит генеральный директор компании «Параллель» Елена Хилиенко.
По мере установления украинской армией контроля над городами некоторые автозаправки возобновляли свою деятельность. «Остались работать преимущественно местные операторы», — заметил Сиренко.
Среди причин снижения продаж, по мнению заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, — реализация топлива в обход кассового аппарата, а также наличие бодяги. Согласно оценке Куюна, на теневой рынок приходится около 30 %. Преимущественно это касается бензинов, потому что они подвержены большему налоговому давлению. Суммарно с тонны бензина нужно уплатить около $ 500 налогов (из них акциз — € 198), а с тонны дизеля — около $ 250, отметил Куюн.
Падение продолжится
По итогам 2014 г. потребление топлива сократится на 25 %, считают опрошенные эксперты. За прошлый год, по данным Госстата (без учета Крыма и Севастополя), было реализовано 4,89 млн тонн топлива. Ценовая политика операторов будет определяться в первую очередь курсом гривни, поскольку 80 % топлива завозится из‑за границы, указал Рябцев. Однако этот фактор может нивелировать снижение стоимости нефти и нефтепродуктов на европейском рынке, прогнозирует замначальника отдела топливно-энергетических рынков ГП «Держзовнішінформ» Алексей Шевцов. «Если курс будет на уровне 13,0‑13,5 UAH / USD, то рассчитанная стоимость импортных нефтепродуктов в рознице будет в диапазоне 16,1‑16,6 грн за литр бензина А-95 и 15,5‑16,0 грн за литр дизтоплива», — заключает он.