Об этом Александр Клименко написал у себя на facebook.
"Решение фискальной службы пойти навстречу плательщикам Донецкой и Луганской области в части перенесения сроков подачи отчетности и уплаты налогов и сборов считаю крайне необходимым, хоть и несколько запоздалым. Также правильным шагом считаю предоставленную плательщикам из зоны АТО возможность списать налоговый долг как безнадежный. Я рад, что руководство Госфиска прислушалось к аргументам и приняло такое решение", - пишет Клименко.
Однако, по словам Клименко, между принятием решения и его исполнением есть большая разница. Мол, стратегически все верно, но как для обычного плательщика налогов, например, из Донецкой области, реализовать это на практике?
"Например, предприниматель N живет и работает в Краматорске. Его бизнес, допустим, мебельное производство, полностью остановился из-за военных действий. Он прочитал заверения г-на Билоуса в интернете и решил воспользоваться предоставленной Госфиском возможностью и перенести сроки уплаты налогов, - приводит пример экс-министр. - и вдруг оказывается: для того, чтобы перенести сроки уплаты налогов или подачи отчетности, предприниматель N должен, кроме всего прочего, предоставить в налоговый орган справку о действии обстоятельств непреодолимой силы", - пишет Клименко.
"После долгих поисков, предприниматель выясняет, что справку эту выдает Торгово-промышленная палата. Он в недоумении и звонит в эту организацию, чтобы собственно узнать, как сей документ получить. Указанный на сайте ТПП телефон естественно работает только с 14:00 до 17:00. И все это время он, конечно же, занят напрочь. Дозвониться удается где-то на третий день. И плательщику, которому повезло пообщаться с функционерами палаты, говорят, что справку выдает только Донецкая ТПП (в районе аэропорта, где идут каждодневные бои).
Поскольку расстояние между Краматорском и Донецком порядочное - 96 километров, которые и в мирное время достаточно сложно преодолеть, а сейчас просто невозможно – предприниматель N решает вначале позвонить в донецкую ТПП и все уточнить. Повторив трехдневную процедуру дозвона, он выясняет, что, оказывается, такие справки Донецкая ТПП выдавать права не имеет и вообще не знает, как их делать! Итак, чтобы получить требуемую Госфиском справку, необходимо письменно (почта или электронная почта) обращаться лишь в Торгово-промышленную палату Украины, изложить в заявлении для чего нужна справка и обстоятельства, которые вы считаете форс-мажорными. В течении 10 дней обращение будет рассмотрено и, если есть на то основания (интересно, как это определяют в ТПП?), будет выдана справка", - возмущается Александр Клименко. -И, более того, оказывается – эта услуга ПЛАТНАЯ! Справка стоит 1900 грн. К сведению: штраф за неподачу налоговой отчетности в сроки – 170 грн. первый раз в течение года, а в случае повторной не подачи – 1 020 гривен. Как думаете, какой рациональный выбор сделает предприниматель N"?
По словам Клименко, "если все же наш сознательный предприниматель титаническими усилиями смог получить эту справку, перед ним встает следующий вопрос – куда же собственно нести или отправлять эти документы? Налоговые инспекции в зоне АТО естественно закрыты, все налогоплательщики переведены на обслуживание в Мариуполь. Потратив несколько часов на дозвон на горячую линию налоговой «Пульс», а затем еще столько же - в мариупольскую налоговую, выясняется, что штат этой инспекции едва справляется с налогоплательщиками самого же Мариуполя. А для того, чтобы обслуживать плательщиков других городов у них элементарно не хватает персонала".
Клименко считает, что "предприниматель N, посмотрев на всю эту ситуацию, решил, что видимо государству не так уж и сильно нужны его налоги, раз вопросами их уплаты никто не хочет заниматься, кроме него самого".
В конце своего поста Александр Клименко приводит примеры решения подобной проблемы.
"Вариантов масса:
Во-первых, справка из Торгово-промышленной палаты – не единственный документ, которым можно обосновать наличие форс-мажорных обстоятельств. Отдельные нормативные акты Президента страны, Кабинета министров и так далее, могут вполне справиться с этой ролью.
Во-вторых, Госфиск мог бы взять ответственность и на себя, издав собственный нормативный документ или инициировать его принятие правительством. Если фискальная служба своим приказом может приостановить работу любой инспекции в зоне АТО, что мешает добавить в приказ одну строку со следующими словами: «плательщики, обслуживающиеся в указанной инспекции, считаются попавшими в форс-мажорные обстоятельства и не подлежат ответственности за нарушение сроков подачи отчетности и несвоевременную уплату налогов»?
И третий вариант: можно было бы от Госфиска напрямую обратиться за разъяснениями о порядке получения справки в Торгово-промышленную палату и, получив их, разместить на сайте и в сервисных центрах простой и понятный каждому алгоритм – куда именно обращаться, форму заявления, перечень документов и т.д.? Или же просто получить единое разъяснение от ТПП для всех плательщиков указанных регионов, не заставляя их проделывать столько ненужных никому движений.
Кроме того, что мешает выделить специальных консультантов для работы с плательщиками из зоны АТО, хотя бы дистанционно? Тем более что инфраструктура есть – тот же интерактивный сервис «Пульс», существующий уже более двух лет, способен эффективно сработать в критической ситуации!
Если Арсений Яценюк настаивает, что в Украине нужно менять отношение к плательщику налогов, то начинать нужно не с мегаконцепций, а с таких простых и очевидных вещей, о которых я написал выше. Если не сделать этого сейчас, то любые налоговые реформы, кто бы их не разрабатывал - Минфин или МЭРТ – так и останутся пшиком! Ведь государство стремительно теряет самый ценный актив – доверие налогоплательщиков, доверие своих граждан", - резюмировал экс-министр.