Во-первых, ЕС во время переговоров с Киевом относительно Соглашения об ассоциации не предложил ему «свет в конце тоннеля», то есть какой-либо перспективы на будущее, пишет «Инопресса».
Украинцы, по его словам, сильно опасались, что соглашение станет завершающим этапом сотрудничества. «Мы дали им слишком мало надежды», — уверен дипломат. Украинские политики, например, неоднократно задавались вопросом о целесообразности выполнения условий ЕС в таких пунктах, как охрана окружающей среды на фоне того, что отсутствует «свет в конце тоннеля». Проведение в жизнь требований Евросоюза требовало немалых финансовых затрат, поэтому сомнения украинской стороны, как особо подчеркнул европеец, «были оправданы». Формулировка, из которой следовало, что Соглашение об ассоциации не является окончательной целью сотрудничества между Украиной и ЕС, появилась в политической части соглашения лишь в марте.
Если бы этот пункт был включен в соглашение до срыва на саммите ЕС в ноябре, «события пошли бы совершенно по иному сценарию», считает дипломат, напоминая, что тогда Россия воспользовалась отсутствием этого пункта как доказательством того, что ЕС не был серьезно заинтересован в сближении и принятии нового члена.
Помимо этого, добавляет дипломат, Европа слишком сильно концентрировалась на выполнении Киевом своих требований, а также проводила слишком честолюбивую политику «восточного партнерства. «Европе тогда следовало объединить свою политику в отношении России с политикой «восточного партнерства», — заключил политик.