На первый взгляд кажется, что все, что могло произойти с гривной плохого, уже произошло – за последние месяцы ее курс побил все мыслимые рекорды падения.
«В этот курс, который мы видим сегодня, с лихвой заложены любые возможные риски – и экономические, и политические, и военные, объективные и субъективные, - рассуждает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - «Постарались» как спекулянты, так и простые украинцы, паникующие по поводу своих сбережений и стремящиеся перевести гривны в более надежные иностранные деньги. Но парадокс заключается в том, что – случись эскалация, боевые провокации – дальнейшей девальвации гривны все равно не избежать».
«Украинская валюта показала, насколько крепко она зависит от политических факторов – гораздо больше, чем от экономических, - подключается к разговору Ярослав Жалило, директор Центра антикризисных исследований. - Экономика сказывается на «самочувствии» курса очень опосредованно. Среди причин, провоцирующих движения курса, она стоит где-то на втором или даже третьем месте Достаточно посмотреть, как падала гривна в последние месяцы. Кульминационные обрушения всегда приходились на пик политического и общественного противостояния – будь то на Майдане, в Крыму или сейчас – на востоке страны».
Поэтому до тех пор, пока ситуация в стране остается напряженной, сохраняется и высокий уровень риска падения нацвалюты, убежден эксперт.
«С другой стороны, НБУ вполне может компенсировать происки спекулянтов и стабилизировать курс – мы это увидели на примере минувшей и нынешней недели, - говорит Я.Жалило. - Но как – теоретически – начнет действовать регулятор в условиях форс-мажора, никто предсказать не берется, его поведение сегодня непрогнозируемо».
Зеркальная ситуация будет и в России с рублем.
«Рубль в условиях нестабильности будет девальвировать, это вызовет падение котировок акций российских предприятий и компаний на международном фондовом рынке, что, в свою очередь, еще больше обрушит российскую нацвалюту,» - считает специалист.
Если же российско-украинские отношения перейдут в горячую фазу официальной войны, гривну и рубль в течение первых же недель может «сожрать» гиперинфляция сродни той, которая обесценивала купоно-карбованцы в смутные девяностые, считают опрошенные нами финансовые аналитики. То есть падение до 15 или 20 грн за доллар, которое сегодня еще пугает украинцев, очень быстро может перерасти в обрушение, когда курс гривны снизится в десятки и сотни раз. А затем – в случае эскалации войны – нацвалюты вовсе перестанут котироваться.
Причин несколько.
Во-первых, и украинская, и российская валюты еще слишком молоды (как и финансовые системы государств). Их курсы еще не имеют «запаса прочности», никто не знает и не может оценить, как они могли бы повести себя в форс-мажорных ситуациях военного времени (поскольку таковых еще не было в истории этих валют). То есть, насколько они могли бы «просесть», как быстро потом готовы восстановиться и пр. Скорее всего, из-за отсутствия «жизненного опыта» у этих валют, к ним будет очень низкое доверие со стороны населения, что в конце концов их и похоронит.
Во-вторых, в условиях войны до сих пор во время взаиморасчетов на первый план выходит натуральный обмен. Самыми ходовыми «валютами» становятся золото и любые изделия из него, а также – продукты питания, средства связи (от планшетов до мобильников), оружие, медпрепараты. Если все-таки сделки будут проводиться с деньгами, это будут устоявшиеся иностранные валюты (доллары и евро), предположили наши собеседники из киевского общества выживальщиков.
Александра!Разделяю Ваш прогноз.но это прогноз критического развития ситуации .Считаю.что Украинские банки и частные финансисты могут резко изменить ситуацию в пользу Украины.Надо воспользоваться методом Сороса.