11:04

среда,
24 апреля

Публикации Країна Суспільство

Украинского журналиста не пустили в космос за сине-желтый флаг

06.06.2013 / 08:57
Украинского журналиста не пустили в космос за сине-желтый флаг
Первый журналист на Байконуре

Сегодня украинские журналисты отмечают свой праздник. В последнее время эта профессия стала чем-то обыденным, но четверть века назад ее почитали на самом высоком уровне. Львовский журналист Евгений Скляренко, например, мог стать первым в мире работником СМИ, побывавшим в космосе. О том, как проходил отбор и почему в итоге его полет не состоялся, Скляренко рассказал «Взгляду».

Опередить японца

Все началось в январе 1989 года с информации о том, что японский журналист готовится к полету в космос на советском космическом корабле. В одной из центральных газет вышла разгромная статья Ярослава Голованова о том, что первым должен полететь советский, а не японский журналист, и что такую идею вынашивал еще Сергей Королев. У Союза журналистов не было другого выхода, как объявить творческий конкурс среди желающих отправиться в космос.

– Нужно было написать сочинение на космическую тематику и составить программу полета, – вспоминает Евгений Скляренко. – Я написал, что хочу из космоса обратиться к народам земли на тему экологии.

Всего на конкурс пришло 978 писем. Итоги объявили 21 июня 1989 года в газете «Правда». В финал вышло около 20 человек, среди которых, кроме львовянина, был еще один выпускник Львовского высшего военно-политического училища, корреспондент газеты Северного флота «На страже Заполярья» Валерий Громак.

– В сентябре нас вызвали в Москву, потом отправили на «Байконур» для ознакомления с космодромом. Там я впервые попробовал еду космонавтов из тюбиков, – вспоминает Евгений Александрович. – Особенно впечатлил хлеб: бросаешь маленький кубик в воду, и из него вырастает целая буханка. Мы также наблюдали за запуском космического корабля. Тогда у американского журналиста я впервые увидел что-то вроде ноутбука. С его помощью он в считаные минуты отправил репортаж в США, тогда как коллега из Караганды, всего в 150 км от «Байконура», более часа не мог дозвониться, чтобы по телефону рассказать о пуске.

Испытания центрифугой

В январе 1990 года журналистов-кандидатов в космонавты начали вызывать в Москву для прохождения медосмотра. Его проводили в Институте медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР. Каждый из врачей несколько дней работал с каждым из кандидатов.

– Меня месяц промучили, – продолжает Скляренко. – Я проходил различные барокамеры и центрифуги. Окулист проверял зрение целый день. Мой товарищ Громак комиссию провалил. Требования были очень высокими. Запрет на курение – это само собой. Допускалось наличие только одной пломбы в зубе. По росту и весу тоже были ограничения – не выше 177 см, и не тяжелее 75 кг, чтобы поместиться в специальный скафандр.

Однако возникли непредвиденные проблемы. Один из членов ЦК КПСС, занимавшийся этой программой, заявил, что представитель малоизвестной газеты, да еще из Львова, не может лететь в космос. Лететь должен журналист «Правды» или ТАСС.

Такая позиция партии ошеломила Скляренко, он даже позвонил заместителю председателя Федерации космонавтики СССР Ивану Григорьевичу Борисенко, с которым познакомился на Байконуре. Журналист поинтересовался, зачем было организовывать конкурс, если все равно полетит представитель центрального издания.

– Он меня сразу успокоил. Сказал, что окончательное решение будет принимать не ЦК КПСС, а Госкомиссия, – говорит Евгений Скляренко. – И добавил, что, по его мнению, в космос должен лететь военный журналист, так как гражданские гоняются за сенсациями и всякой грязью. К тому времени я познакомился с космонавтом Александром Волковым, который, скорее всего, должен был стать командиром нашего корабля. Мы земляки, из Донецкой области, он родом из Горловки, а я родился в Мариуполе.

Волков уверил журналиста, что поддержит его кандидатуру. Намекнул, что его могут формально перевести в «Правду». Командир корабля прогнозировал, что полет состоится в 1992 году.

Летучий бандеровец

История получила продолжение только после того, как президент СССР Михаил Горбачев встретился с журналистами «Правды» 5 мая – в День печати. Он снова заявил, что советский журналист полетит в космос раньше японского.

Многие опять засуетились, понимая, что таким образом можно получить звезду Героя СССР. Однако в стране наступили другие времена, и Главкосмос потребовал от Союза журналистов за полет корреспондента фантастическую на то время сумму – 10 тыс. долларов США. Причем именно в валюте.

– Во время записи интервью с председателем Львовского облсовета Вячеславом Черноволом в начале августа 1991-го года я рассказал ему о своей мечте и о 10 тыс. долларов, – говорит Евгений Скляренко. – Ему идея очень понравилась, и он пообещал раздобыть деньги. Но поставил два условия: я должен лететь под сине-желтым флагом (это во времена СССР) и обращаться к народам мира из космоса на украинском языке. Я обрадовался, что деньги нашлись, и сразу же сообщил об этом в Москву, и об условиях тоже сказал.

Через несколько дней Евгению позвонил член космической комиссии, редактор газеты Минобороны СССР «Красная звезда». Он сказал, что общался по поводу условий с начальником Центра подготовки полетов генерал-лейтенантом Владимиром Шаталовым, и тот ответил: «Чтобы я этого бандеровца здесь больше не видел!»

На этом все и закончилось. В 1992 году первым в мире в космос полетел японский журналист.

Евгений Скляренко — 
летчик, журналист и писатель

Родился в 1953 году в Мариуполе

В 1973 году окончил Харьковское высшее авиационное военное училище. Летал в 55 отдельном полку в Бродах (Львовская область) бортмехаником на вертолете Ми-8.

В 1975 году начал работать в газете «Слава Родины» корреспондентом отдела ВВС.

В 1979 году окончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища.

1981–1987 — начальник отдела ВВС газеты «Слава Родины».

1987–1991 — учился на редакторском факультете Высшей политической академии им. Ленина в Москве.

1989–1991 — проходил подготовку и был допущен к полету по программе «Полет журналиста в космос», которая сорвалась из-за распада СССР.

1997–2002 — главный редактор газеты «Армия Украины».

Под его редакцией издано 9 книг.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
24 апреля
23 апреля
22 апреля