20:25

пятница,
29 ноября

Приключения VIP-кортежей на горных дорогах

22.11.2013 / 17:00
Приключения VIP-кортежей на горных дорогах
Для безопасности партийных вождей в Крыму работал спецотдел ГАИ

Всем, кому довелось летом путешествовать в Крыму, особенно в ялтинском направлении, наверняка не раз доводилось встречать мчащиеся кортежи с мигалками и спецсигналами. Кто-то к этому относится с пониманием, кого-то эта ситуация нервирует каждый раз, но такой порядок сопровождения первых лиц страны существует почти полвека, и на дорогах полуострова его обеспечивает особое подразделение ГАИ – эскорт-отряд.

Во времена СССР таких подразделений было всего три: на участке «аэропорт Внуково – Кремль», на кавказских госдачах и в Крыму. Брежнев любил отдых на ЮБК больше, чем на Кавказе, и во время его правления Нижняя Ореанда стала летней резиденцией генсека.

Поэтому президенты, партийные вожди и короли, часто минуя Москву, прибывали сразу на полуостров, где им по регламенту полагался почетный эскорт на пути из аэропорта к южному берегу. Именно там, в Ореанде Леонид Ильич встречал гостей, проводил переговоры и щедро раздавал ордена и награды.

Для того чтобы обеспечить безопасный проезд высоким гостям, на трассе Симферополь (Аэропорт) – Ялта – Форос в 1969 году был создан особый отряд дорожного надзора. Первым его командиром был полковник милиции Азамат Лысяков. Выбор был неслучаен, поскольку Азамат Георгиевич, проработав 8 лет в ГАИ, уже не раз сопровождал Хрущева.

«Он любил, чтобы у самолета его ждала „чайка“, – рассказывает Азамат Георгиевич. – А эскорт был мотоциклетный – попробуй угонись по крымским дорогам!»

Однако после того как был создан особый отряд гаишников, Кремль расщедрился на транспорт для кортежей. Командир отряда и его заместитель обзавелись «волгами» ГАЗ-21, чинам помельче выдали ижевские белые мотоциклы с коляской, оснащенные мощными двигателями К-750. На колясках – хромированные фары от 21-й «волги».

В 1970-х автопарк доукомплектовали «волгами» ГАЗ 24-24. Внешне они ничем не отличались от серийной модели, но двигатели в них стояли от «чайки» ГАЗ-13. Такие «волги» выпускались небольшими партиями по заказу КГБ специально для сопровождения правительственных машин. «Дублерки» легко преодолевали рубеж в 220 км/час.

Скоростной генсек

Брежнев обожал автомобили и быструю езду – это подтверждают старожилы крымского спецподразделения ГАИ. При Ильиче автопарки КГБ начали укомплектовывать иномарками. Высшие чины могли пользоваться «крайслером», «роллс-ройсом», «опель-дипломатом» – были также «опель-адмирал» и «мерседес». А когда Брежнев приезжал в Крым поездом, то в вагоне-гараже обязательно везли какую-то машину из его коллекции. Чаще всего это были «мерседесы».

Леонид Ильич запросто мог сам подвезти из аэропорта в Ореанду своих родных: супругу Викторию Петровну с внучкой Викой или правнучкой Галкой. Любил он покатать по серпантинам и зарубежных гостей. Например, летом 1971 года он лично прокатил канцлера ФРГ Вилли Брандта.

«Он обожал „мерседесы“, – вспоминает Азамат Лысяков. – И, конечно, он был прекрасным водителем. С ним было легко работать – идешь по трассе, где надо сбавляешь скорость, там, где можно, – газку поддаешь. Леонид Ильич всегда послушно повторял все маневры – никогда не вырывался вперед. Но скорость любил – педаль газа жал до упора».

Как вспоминают гаишники-ветераны, Ильич и в последний год жизни ездил за рулем по крымским дорогам, хотя здоровье у него было очень слабое. Например, 5 сентября 1982 года он проехал от Ливадийской развилки в Ялте до памятника Льву Толстому в Лозовом. В тот раз кортеж замыкал реанимобиль – на всякий случай.

Первый «мерседес» в Крыму был у начальника отделения Азамата Лысякова

Кефир для Косыгина

Сопровождать Андропова – сначала как Председателя КГБ, а потом и хозяина страны – всегда было ответственным заданием для эскорта. Но как ни старались проделать все без сучка и задоринки, без происшествий не обходилось.

Однажды Андропов ехал по ялтинской трассе на госдачу. Дорогу перекрыли, но вдруг в эфире проскочило сообщение, что один из алуштинских начальников милиции едет по ней в аэропорт – везет команду спортсменов-борцов. И в районе горы Кастель они столкнулись с другой милицейской машиной: жуткая авария с человеческими жертвами.

«Я за голову схватился – мне же через несколько минут там проезжать с Андроповым! – вспоминает Азамат Лысяков. – Сориентировался, распорядился все зачистить, убрать на обочину, а сам все время держался левой стороны. Так и проскочили – Андропов ничего не заметил».

Было приключение и с Председателем Совмина Алексеем Косыгиным. Однажды, после поездки на предприятия Армянска и Красноперекопска, эскорт возвращался в Мухалатку после полуночи. И вдруг Косыгину стало плохо километров за 20 до госдачи.

«Помню, генерал Захаров дает команду: „Стоп, все!“ – вспоминает Лысяков. – И спрашивает у меня: „Кефир есть?“ А откуда у меня кефир». Оказывается, у Косыгина случился приступ боли в желудке. Его вытащили из машины и положили на обочину, чтобы отдышался. Еле довезли тогда».

Офицеры особого отделения ГАИ в 1980-е годы

Мотоциклисты для вождей

По словам полковника милиции Валерия Журавлева, который командовал отделением после Азамата Лысякова в 1986, эскорт производил неизгладимое впечатление.

«Представьте, несется кортеж машин и наши мотоциклы. Обычно 21 мотоцикл, максимум – 23. От аэропорта до Алушты – мы, а там нас сменял ялтинский взвод. Наши мотоциклы при пересменке уходили с трассы так, что никто даже не видел, когда это происходит – все было отработано идеально, – вспоминает Журавлев. – Причем вся связь по обычной рации – ни о каких наушниках тогда не было речи. Шли мы по трассе „клином“: вначале три мотоцикла – первый и за ним два, потом рядом с каждым колесом машины, и два с зелеными мигалками на заключении. Скорости эскорта были небольшие – до 90 км».

Эскорт полагался зарубежным лидерам, когда они с официальным визитом прилетали сразу в Крым. А вот если они прилетели из Москвы – нет. От аэропорта до госдач машины VIP-ов доезжали за 50-55 минут. Для сопровождения, по словам Валерия Журавлева, существовало три варианта кортежа. Первый – для Генсека ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР и Председателя Совмина, состоял из четырех экипажей сопровождения. Второй – для членов Политбюро ЦК КПСС и министров – три экипажа. А кандидаты в члены Политбюро довольствовались одним экипажем кортежа.

Боевой порядок кортежа при сопровождении первых лиц государства

Фокусы Чаушеску и жены Цеденбала

Кроме Брежнева никто из первых лиц партии не ездил по крымским дорогам за рулем. А секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов – тот и вовсе прослыл любителем «тихого хода» – всегда ездил на заднем сиденье и часто осаживал водителя, если тот слишком быстро ехал.

По словам Азамата Лысякова, несмотря на свое положение, никто из высоких гостей не допускал проявлений высокомерия – все отличались педантичностью и пунктуальностью. Вежливой и тактичной всегда была жена председателя Президиума Верховного Совета Громыко, не скупилась на слова благодарности и супруга Брежнева – Виктория Петровна. А вот русскую жену монгольского лидера Юмжагийна Цеденбала – Анастасию Ивановну, в Крыму запомнили как крайне скандальную натуру. Ее всегда что-нибудь не устраивало.

«Она всегда находила, к чему придраться, – вспоминает Азамат Георгиевич. – То машина не такая, то не на ту дачу поселили. Однажды она не захотела рядом с дочерью Брежнева жить – устроила скандал и уехала отдыхать в Сочи! Трудно ее понять было, вроде бы русская женщина, даже секретарем комсомола была, и такие выкрутасы. А муж ее, наоборот, сама скромность».

Из мужской VIP-половины причудами отличался румынский лидер Николае Чаушеску.

«Не любил я его сопровождать, – говорит полковник. – Он и своего водителя изводил, и нас. То разгонится до 150 км/ч, то сбросит до 50 км/ч. А однажды ему на госдаче вручали очередной орден Ленина – так он сразу после церемонии умчался домой. Гости еще за столом сидят, а ему на ночь глядя приспичило в Бухарест. Очень своенравный был – своей свите даже в море окунуться не разрешал».

Брежнев редко упускал возможность погонять по крымским дорогам

В наши дни они сопровождают президентов и детей-курортников

Около шести лет тому назад крымское особое подразделение ГАИ реорганизовали – теперь это Республиканская рота ДПС. И на «Волгах» уже никто не ездит: в арсенале кортежей автомобили «Volkswagen» «BMW» и «Toyota». Мотоциклы тоже есть, но непосредственно в кортеже их уже не используют.

Первые лица страны, президент, спикер, премьер-министр, по Крыму ездят в «Мерседесах», каждый из которых создан по индивидуальному заказу: ручная сборка, бронировка, пуленепробиваемые стекла. Эти машины всегда вместе со своими хозяевами приезжают из Киева по железной дороге в спецвагонах. В Симферополе их встречают на отдельной платформе, и уже оттуда они едут в пункт назначения. Из украинских президентов лично за руль садились Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Например, Виктор Андреевич рулил джипом, когда приезжал в Некрасовку бороться с птичьим гриппом.

«Когда я пришел в 1995-м в это подразделение, оно было самым мощным и мобильным в структуре ГАИ Украины, – рассказывает замкомандира роты майор Игорь Мордухов. – У нас в составе был 151 офицер и один старшина. Это подразделение создавалось годами, а потом начались изменения, сокращения и в итоге имеем то, что имеем: офицеров –единицы, в основном сержанты, молодежь. Качественный состав изменился не в лучшую сторону, а задачи у нас даже сложнее, чем раньше. Саммиты такие бывали, когда к нам съезжались от 12 до 24 глав государств. И каждый охраняемый согласно приказу должен сопровождаться полноценно: автомобиль сигнальный, автомобили прикрытия и замыкания».

По словам майора, в таких случаях приходилось стягивать силы со всей Украины – и транспортные средства, и личный состав.

«По сравнению с саммитами глав СНГ или ГУАМа приезд Тони Блэра или Билла Клинтона, отошедших от большой политики, были, по сути, рядовыми мероприятиями, – говорит Игорь Мордухов. – У них в сопровождении машин было немного».

Кстати, с 2007 года Республиканская рота ДПС обеспечивает в обязательном порядке безопасный проезд детей, которые приезжают в Крым, к местам отдыха.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
29 ноября
28 ноября