02:16

суббота,
20 апреля

28 лет назад произошла самая мистическая авиакатастрофа Украины

07.05.2013 / 04:45 1
28 лет назад произошла самая мистическая авиакатастрофа Украины
В гибели 94 человек обвинили трех диспетчеров

В небе над Золочевом Львовской области 3 мая 1985 года произошла одна из самых загадочных авиакатастроф на территории Украины — столкнулись пассажирский самолет Ту-134А, направлявшийся из Таллина во Львов, и военный Ан-26, летевший из Львова в Москву. Погибли 94 человека. Долгое время трагедия была засекречена руководством Советского Союза.

Майор ВВС в отставке Вячеслав Чижевский, возглавлявший в то время группу контроля режима полетов в зоне ответственности ВВС Прикарпатского военного округа, и координатор Галицкого авиационного историко-технического общества Ярослав Янчак рассказали «Взгляду», как это было.

Роковое стечение

Ту-134А с бортовым номером СССР-65856 вылетел из таллинского аэропорта в 10:38. Самолет выполнял внутренний рейс Таллин—Кишинев с промежуточной посадкой во Львове. Экипаж состоял из шести человек, в салоне находились 73 пассажира — 65 взрослых и 8 детей. Этим рейсом летели выдающийся художник-график — «львовский Дюрер» Александр Аксинин, и перспективный молодой эстонский теннисист Алари Линдмэе.

Около 12:00 Ту-134А подлетал ко Львову, а в 12:02 из львовского аэропорта вылетел в Москву военно-транспортный Ан-26. На этом самолете находилось высшее руководство ВВС Прикарпатского военного округа. Всего на борту Ан-26, включая шестерых членов экипажа, было 15 человек. В 12:13 на высоте 3 900 м самолеты столкнулись левыми плоскостями. Не выжил никто.

Раненая птица

Ярослав Янчак рассказывает, что после катастрофы, расшифровывая информацию «черных ящиков», комиссия установила: за несколько секунд до столкновения в разрывах туч пилоты увидели друг друга и пытались сманеврировать. На Ту-134 этот момент характеризирует оборванный столкновением крик пилота: «Ух, е…ть!», а на военном самолете — крик бортмеханика Романа Корейбы: «…командир, „Тушка“!» После этого 3 минуты 14 секунд слышны обрывки фраз, сплошь непечатные, членов экипажа пассажирского самолета (кто-то вдавил кнопку переговорного устройства). Падая, самолет перевернулся в воздухе, как раненая птица, и разбился об землю.

В результате авиакатастрофы погибли 94 человека

Виноваты диспетчеры

Для расследования причин авиакатастрофы Министерством обороны и Министерством гражданской авиации была создана комиссия, постановившая, что виноваты в трагедии три львовских диспетчера: Савчук, Шевченко и их начальник Квашин. Всех троих суд приговорил к 15 годам тюрьмы. Савчук через год умер от инфаркта; Шевченко повесился в тюрьме, а Квашин отсидел срок и уехал в Россию.

Прокуратура и суд сошлись в том, что вина диспетчеров была очевидной. Один из них дал разрешение на вылет военного самолета, не проверив, свободен ли воздушный коридор, а второй без проверки повел таллинский самолет на посадку.

«Теория вероятности ошибок допускает роковое стечение обстоятельств. Авиакатастрофа над Золочевом — именно такой случай, — разводит руками Чижевский. — Когда Михаилу Горбачеву доложили об этой авиакатастрофе, он назвал ее эпохальной. Главными „стрелочниками“ назначили диспетчеров и руководителя полетами».

Обломки самолетов, найденные после их столкновения

Фатальные совпадения: львовский Дюрер предвидел свою смерть

По словам Вячеслава Чижевского, львовский график-офортист Александр Аксинин изобразил свою смерть на гравюрах — на одной из них он нарисовал падающую кисть с 35 ягодами (именно в 35 лет он и погиб), которые срезали воздушные ножницы. А на последнем своем офорте «Воскресение» график изобразил поминальный стакан около могилы в ржаном поле, куда потом упал самолет.

Два мистических случая произошли и перед вылетами самолетов из Таллина и Львова. За полчаса до взлета, когда Аксинин вместе с другими пассажирами делал последние шаги по земле, известный эстонский художник и друг Александра Тынис Винт решил сфотографировать их. В тот кадр роковым образом попала табличка аэродромного ограждения «Выхода нет».

«Все авиаторы знают о неписаном авиационном суеверии не фотографироваться перед вылетом. Понятно, что об этой примете не было известно ни Аксинину, ни Винту. Самолет во Львов вылетел точно по расписанию, в 10:38. Как ни странно, но приблизительно в то же время и во Львове сфотографировались перед вылетом», — рассказал Чижевский.

Кто-то из провожавших Ан-26 предложил сфотографироваться с высшим руководством на фоне самолета. «Уважим ветеранов! Скольким из нас посчастливится встретить очередной юбилей Победы?» — отреагировал с улыбкой на просьбу один из пассажиров.

Аксинин изобразил свою смерть на гравюрах

Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
starbirds 23 сентября 2013, 15:39

Не достоверные факты,не Квашин а Квашнин,не уехал в Россию,а продолжает работать в авиации

5 0
19 апреля
18 апреля