03:52

пятница,
29 марта

Публикации Країна Суспільство

Украинский монах Шаолиня придумал новый вид боевых искусств

26.03.2013 / 11:26
Украинский монах Шаолиня придумал новый вид боевых искусств
Мастер единоборств Андрей Старовойт рассказал «Взгляду», как древний монастырь превратился в туристический объект

Если последнему настоятелю по боевым исскуствам легендарного храма Шаолинь Юй Куа Чену показать фото украинца Андрея Старовойта, он улыбнется и удовлетворенно скажет: «Ши Де Ву», — что значит «добродетельный воин». Андрей получил звание монаха Шаолиня и китайское имя после своего четвертого приезда в самый знаменитый храм боевых искусств в мире.

Позже ему предложили стать представителем Шаолиня в Восточной Европе, для чего ему нужно было принять буддизм. Старовойт отказался и занялся развитием нового вида борьбы — фри-файта, но связей с Шаолинем не утратил. Андрей рассказал «Взгляду», что из того, что рассказывают о храме, — правда, а что — лишь красивая легенда.

— Андрей, сейчас Шаолинь — это легендарный храм или уже все-таки памятник архитектуры?

— И то и другое. Храм в моем понимании — это здание, в котором обитает дух. В Шаолине обитает дух воинства. Он там в каждом камешке, в каждой дорожке и каждой пылинке. Но вместе с тем большинство находящихся в монастыре людей, не считая туристов, — либо охрана, либо, как я их называю, бизнесмены — лжемонахи, которые одеты в рабочее время в костюмы монахов. Рабочий день у них заканчивается в 18:00, после чего они облачаются в свою обычную одежду, садятся на мотороллеры и разъезжаются по домам. За свою работу они получают зарплату, и альтруистов среди них я не видел. Но к вечеру, когда посетители уходят и уже не слышно гомона толпы туристов, в сумерках, закрыв глаза, можно ощутить дух монахов, посвятивших свою жизнь боевому искусству и дзен-буддизму. Можно услышать ржание лошадей, топот копыт, шаги завоевателей, которые приходили и трижды сжигали Шаолинь. Но монастырь всякий раз возрождался из пепла. И в этом у него есть некоторое сходство с Киевом: Киев тоже трижды сжигали, и город так же возрождался из пепла. Киеву полторы тысячи лет — и Шаолиню полторы тысячи лет.

— Туристическим объектом Шаолинь стал после того, как там провозгласили курс на коммерциализацию?

— Мне кажется, что главной причиной стало общее изменение политики Китая. Из аграрной страны они решили развиваться в сторону более открытого современного социума. Для того, чтобы в Поднебесную приезжали туристы из развитых стран, правительство Китая принимало и спорные решения. Одним из них и было закрытие монастыря Шаолинь. Сейчас Шаолинь как памятник архитектуры находится под охраной ЮНЕСКО. Причем ЮНЕСКО настояла, чтобы и сам храм, и гора Сун, на которой он стоит, обрели свой первозданный вид. Тогда были снесены все постройки вокруг Шаолиня, а освобожденная территория была засеяна травой и засажена деревьями.

— Сколько туристов сейчас ежедневно посещают храм?

— Около 100 тысяч. Я понимаю, что трудно поверить в эту цифру, но это действительно так. Туристы идут туда беспрерывным потоком. Возле Шаолиня находятся стоянки для автобусов, площадь которых в пять раз больше территории киевского Олимпийского стадиона.

100 тысяч туристов ежедневно посещают Шаолинь. Они беспрерывным потоком заезжают на гигантские парковки комплекса

— Памятником архитектуры Шаолинь стал 13 лет назад. Вы свой первый визит в монастырь нанесли в 1998 году. Вы еще застали настоящих монахов?

— Да, мне повезло. Я общался не только с ними, но и с настоятелем монастыря по буддизму Ши Де Жин, с настоятелем по боевым искусствам Юй Куа Чен. После того, как Шаолинь стал памятником архитектуры, монахи разбрелись по всему Китаю. Кто-то из них открыл свои школы боевых искусств и преподает там. Например, мой учитель Юй Куа Чен основал школу неподалеку от Шаолиня.   

— Шаолинь овеян тысячами слухов и легенд. Говорят, что монахи храма могут ходить по воде и чуть ли не в одиночку противостоять целой армии. Можете отделить зерна от плевел? Давайте начнем с легендарных 33 ступеней.

— Шаолинь — это вообще большая легенда. За полторы тысячи лет там перебывало множество мастеров, которые приходили с целью самосовершенствования или бегства от властей. По сути, монастырь всегда был центром бунтарства. Каждый мастер приходил туда и привносил свою систему боя и подготовки. Поэтому нельзя сказать, что в Шаолине есть четкие 33 ступени. Это лишь одна из привнесенных систем. Одна ступень там развивала силу ног, вторая — кистей рук, третья — мощность удара, четвертая — скорость и так далее. Но других систем, имеющих право на жизнь, — сотни.

— Много веков подряд Шаолинь был государством в государстве. А сейчас, когда он стал памятником архитектуры, ситуация изменилась?

— Он так и остался государством в государстве, но уже не с политической, а с экономической точки зрения. Храм находится под юрисдикцией Китая, но руководство Шаолиня грамотно ведет свою политику и имеет определенные привилегии. Например, львиная часть денег, собранная с туристов и пожертвований по всему миру, остается в Шаолине. Посещение всего комплекса для туристов стоит 100 юаней, это эквивалент 18 долларов.

— Вы тоже покупаете билет, чтобы пройти в Шаолинь?

— Для меня это лишнее. Я обладаю там определенным статусом. И в храм хожу не как турист, а как местный житель, который обитает в близлежащей деревне.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
28 марта
27 марта