Как пишет издание «Капитал», об этом свидетельствует проект государственного бюджета на 2015 год, который Кабинет министров подал в пятницу в парламент и в тот же день отозвал на доработку. Эти деньги Минфину будут нужны главным образом чтобы заплатить по старым долгам. Но предложенной в госбюджете суммы может и не хватить. Да и ее привлечь будет нелегко.
Как указано в проекте госбюджета, в следующем году правительству придется выплатить 122 млрд грн по обязательствам, в том числе 74,1 млрд грн по внешним долгам, и еще 59,4 млрд выложить на обслуживание долгов. В действительности сумма выплат может оказаться даже больше, если взять за основу не завышенный, а реальный курс гривни. По оценкам старшего финансового аналитика группы ICU Тараса Котовича, расходы на погашение и обслуживание только прямого валютного госдолга — без гарантированного долга госпредприятий — составят более $ 9 млрд, включая $ 3 млрд по еврооблигациям перед Россией, порядка $ 2 млрд по валютным ОВГЗ, $ 1,5 млрд по кредитам Международного валютного фонда.
Если перевести эту сумму даже по курсу 16 USD / UAH, то общий размер выплат по прямому госдолгу, включая внутренний гривневый, достигнет 200 млрд грн.
Кроме того, дополнительной нагрузкой на бюджет может лечь гарантированный долг и квазигосударственный долг — обязательства государственных заемщиков, которые могут сами не справиться с их погашением. Как отмечает руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук, к выплатам по прямому госдолгу в валюте можно добавить расходы на увеличение золотовалютных резервов до приемлемого уровня, на закупку газа НАК «Нафтогаз України» и возможную помощь с погашением долгов квазигосударственных заемщиков, например еврооблигаций Киева и Укрэксимбанка. Тогда общая потребность правительства в валюте взлетит до $ 15 млрд, о которых ранее заявлял МВФ.
Из чужого кармана
Если профинансировать выплаты по гривневым долгам бюджета правительству может помочь печатный станок Нацбанка, как это уже происходило в нынешнем году, то получить доступ к валюте будет гораздо сложнее. Даже при всей международной поддержке в 2014 г. Минфин и НБУ смогли занять лишь $ 8,9 млрд в валюте, одновременно заплатив за погашение и обслуживание валютных долгов $ 11,2 млрд.
Рассчитывать на привлечение средств через рыночные инструменты в 2015 г. не приходится. В текущем году правительство смогло провести всего одно размещение еврооблигаций — в мае на $ 1 млрд, но и то — только под гарантии США. «Сложившаяся на сегодняшний день ситуация на рынках капитала не предвещает скорого выхода Украины с рыночными выпусками еврооблигаций», — считает Котович. Как уточняет Ваврищук, разместить еврооблигации Кабмин сможет не ранее IV квартала 2015 г.
Найти средства на внутреннем рынке правительство не сможет. Размещение валютных ОВГЗ за 11 месяцев нынешнего года принесло в госбюджет всего $ 713 млн. Для сравнения: Минфин привлек $ 793 млн только за декабрь 2013 г. По словам Ваврищука, из‑за продолжающегося оттока валютных депозитов банки не склонны тратить дефицитную ликвидность на финансирование правительства. Вся надежда на помощь зарубежных доноров.
Сбросить балласт
В таких условиях, полагает Ваврищук, Украина сегодня находится ближе всего к необходимости реструктуризации госдолга начиная с 2008 г. Однако насколько остро стоит угроза дефолта и, соответственно, необходимость реструктуризации — мнения расходятся. Минфин пока выступает категорически против такого шага. Его поддерживают те эксперты, которые предпочитают выждать. «Вероятность реструктуризации пока невысокая и будет во многом зависеть от того, когда и в каких объемах Украина сможет получить финансирование, включая кредиты МВФ», — полагает Котович. Ситуация прояснится к марту, уточняет Ваврищук. Однако часть экспертов предлагают не ждать наступления дефолта и начинать переговоры незамедлительно. К примеру, как рекомендует главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран, — на донорской конференции в январе.
Какого рода должна быть реструктуризация, также пока неясно. С одной стороны, вряд ли Минфин пойдет на реструктуризацию долгов, прежде чем расплатится по еврооблигациям на $ 3 млрд, выкупленным Россией в декабре 2013 г. «В нынешней политической ситуации вероятность того, что Москва согласится на реструктуризацию, очень небольшая», — считает Котович. Эта выплата (наиболее крупная в следующем году ) предстоит в декабре 2015 г. Но существует вероятность, что РФ потребует досрочного погашения еврооблигаций весной, когда будут опубликованы официальные данные по ВВП по итогам 2014 г. Согласно условиям размещения, она имеет на это право, если размер валового госдолга Украины перешагнет отметку в 60 % ВВП по итогам года. С учетом девальвации отечественного дензнака, увеличившей размер валютных суверенных обязательств в гривневом эквиваленте почти вдвое, и последних заимствований суверенный долг превысил эту отметку еще к концу лета. А по итогам года он и вовсе достигнет 70 % ВВП, согласно различным экспертным оценкам.
С другой стороны, предлагает Шапран, Минфин может выполнить все рыночные обязательства и попросить о списании части долгов нерыночных кредиторов — МВФ и другие международные организации. Правда, в этом случае Украина может остаться без последующих траншей по кредиту фонда. Но зато этот шаг позволит снизить размер госдолга и, следовательно, расходы на его обслуживание.