Как сообщает издание «Капитал», вчера Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) поддержала очередной проект откорректированного постановления Кабмина, позволяющего запустить процесс выдачи лицензий на 3G. Как сообщил глава НКРСИ Александр Животовский, его ведомство направляет этот проект в правительство после дополнительного согласования уже в четвертый раз. Впервые это было еще 1 июля. Но согласия между этими структурами до сих пор нет. Комиссия ничего не имеет против первой части проекта постановления. Ее условия таковы: выставить на конкурс три 3G-лицензии по 2,433 млрд грн каждая; осуществить перевод средств связи военных в альтернативные диапазоны за счет операторов — победителей конкурса (еще 1,6 млрд грн).
Но вторая часть поручения Кабмина теперь явно не устраивает телеком-регулятора. Правительство хочет не допустить к тендеру компании, в которых более 50 % принадлежит российским структурам, а также те, которые контролируются российскими структурами.
Таким образом, государство может отстранить от участия в конкурсе крупнейшие компании: «МТС Украина» (принадлежит МТС (Россия) и «Киевстар» (входит в международный холдинг VimpelCom, где Altimo — дочерней компании российской «Альфа» — принадлежит 56,2 % экономического интереса и 47,9 % голосующих акций).
У НКРСИ появился азарт
НКРСИ вчера решила проинформировать правительство, что вторая часть его поручения, конечно, будет выполнена, но только в установленном законом порядке. Сначала регулятору придется внести изменения в уже имеющиеся базовые условия проведения конкурсов и тендеров. Это нормативный акт, который визируют заинтересованные органы и Министерство юстиции. Кроме того, придется вынести этот документ на общественное обсуждение, в ходе которого участники рынка выскажут свои замечания в течение месяца. И лишь в случае если все стороны утвердят в конкурсных условиях изменения об ограничении российского капитала, желание Кабмина будет удовлетворено.
Кроме того, НКРСИ также удалила из проекта постановления Кабмина норму о том, что подготовленные в итоге финальные условия конкурса необходимо снова согласовывать с правительством. Это дает регулятору шанс настоять на своем варианте и допустить максимальное количество игроков к тендеру.
Комиссия заранее дает понять, что прописать в тендерных условиях ограничение, касающееся российского контроля в компаниях, будет сложно. «Ни одним понятием в законе не определено, что такое «контролируется, например, резидентом другого государства», — заявил вчера один из докладчиков аппарата НКРСИ. «Понятие «контроль» описано и в законе о защите экономической конкуренции», и в законе об акционерных обществах», — возражает один из советников Кабмина в сфере связи.
Чуть не подставили
Советники Кабмина в неофициальных беседах дают понять, что новый вариант документа они снова не примут. «Уже сейчас очевидно, что Животовский и Ко фактически протаскивают те компании, с которыми ранее обсуждалась цена 1 млрд включая конверсию. Печально наблюдать очевидное противостояние», — сказал один из них.
НКРСИ уже точно не успеет провести тендер не только в установленные президентским указом сроки — до конца октября, — но и до конца года
Напомним, администрация Президента хочет провести максимально открытый конкурс на получение 3G-лицензий. Ранее замглавы АП Дмитрий Шимкив действительно сообщал, что бюджет получит таким образом около 3 млрд грн за три лицензии. Но сейчас НКРСИ говорит уже о привлечении 7,329 млрд грн. Но консультанты склоняют Кабмин к тому, что даже если не допустить МТС и «Киевстар», то участников все равно хватит. Есть еще «Астелит» (life:)), «Укртелеком», «Интертелеком», новые стратегические инвесторы из Европы и Азии. Хотя их финансовые возможности купить лицензию за 2,4 млрд грн и развивать ее официально пока не подтверждались.
Глава отраслевой ассоциации «Телас» Леонид Ошеров на вчерашнем заседании высказал мысль, что Кабмин попросту хочет подставить НКРСИ. Чтобы именно регулятор в итоге отвечал за решение о недопуске «Киевстара» и МТС к тендеру. По мнению эксперта, логично было бы, чтобы решение об ограничении по участию в конкурсах принимала РНБО, руководствуясь законом о санкциях. «Ради бога — махните шашкой. Но почему они подставляют вас? Вы — регулятор. Вы должны отвечать за проведение тендера», — подчеркивает он. Впрочем, как говорит советник Кабмина, попросивший сохранить его анонимность, когда НКРСИ 9 сентября направляла в правительство прошлую версию проекта, то она соглашалась с мнением Кабмина о необходимости согласовать итоговую версию конкурсных условий с ним, а также не допускать к конкурсу компании с российским капиталом. Но тогда речь шла только о тех игроках, в уставном фонде которых российским компаниям принадлежит более 50 %. Под это определение подходила только МТС.
В качестве резюме: сейчас с уверенностью можно говорить лишь о том, что НКРСИ уже точно не успеет провести тендер не только в установленные президентским указом сроки (до конца октября), но и до конца года. Так как минимум месяц понадобится для обсуждения изменений в лицензионные условия и еще два — для подготовки к конкурсам. В итоге бюджет этого года не получит дополнительных денег.